Склад на Кикладах

12 сентября 2008 года, 14:48

Профессор Колин Ренфрю (Colin Renfrew) из Макдональдовского института (McDonald Institute) в Кембридже, Великобритания, и его коллеги обнаружили загадочные сооружения раннего бронзового века на острове Даскалио, Греция, принадлежащем к Кикладскому архипелагу . Об этом пишет журнал Current Archaeology.

В 1963 году группа археологов под руководством профессора Ренфрю обнаружила на соседнем с Даскалио острове Керос обломки антропоморфных мраморных фигурок. Первоначально ученые не могли определить, были ли фигурки испорчены в течение позднейшего времени или их намеренно повредили еще в древности. Однако в 2006 году был обнаружен неповрежденный клад с подобными статуэтками, и археологи смогли с уверенностью сказать, что фигурки «хоронили» уже сломанными. Это подтверждалось, в частности, тем, что большинство фигурок не складывались в единое целое.

В этом году в рамках совместного британско-греческого проекта ученые обследовали островок Даскалио вблизи от Кероса и обнаружили там 16-ти метровое сооружение, не имеющее аналогов среди других строений кикладского периода. Кроме того, при раскопках была найдена небольшая постройка круглой формы, на полу которой лежало 350 камней. В этой находке не было бы ничего выдающегося, если бы не происхождение: по мнению археологов, гальку собирали не на Даскалио, а специально доставляли сюда с разных островов Кикладского архипелага.

Колин Ренфрю считает, что захоронения камней и разбитых фигурок являются частью неизвестного обряда, а ныне необитаемые острова Даскалио и Керос, возможно, были религиозным центром Эгейского культурного ареала в III тысячелетии до н.э.

Символические ритуальные объекты использовались и людьми более раннего времени. Так, специалисты университета Хайфы (University of Haifa), Израиль, считают, что первые земледельцы использовали для защиты урожая бусы зеленого цвета. При раскопках восьми неолитических деревень на Ближнем Востоке было найдено более двухсот бусин цвета молодой зелени, возраст амулетов составляет 8,2 тыс.-11,6 тыс. лет. Выводы ученых подкрепляются тем, что ни один из минералов, из которых вытачивались бусины, не добывался вблизи от поселения.