Нанокораблик-убийца рака

12 сентября 2008 года, 14:10

В США разработан "грузовой кораблик" нанометрового размера, который может перемещаться по кровотоку внутри человеческого тела незаметно для иммунной системы и доставлять антираковые лекарства и маркеры прямиком в раковые опухоли. Микроскопическое судно было создано своместными усилиями ученых из Университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California, San Diego), Университета Калифорнии в Санта-Барбаре (University of California, Santa Barbara) и Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology). Отчет иследователей будет опубликован в ближайшем выпуске журнала Angewandte Chemie, сообщается в пресс-релизе Университета Калифорнии в Сан-Диего.

По словам изобретателей, их "кораблик" объединяет в себе терапевтические и диагностические функции и позволяет избежать быстрого отторжения иммунной системой человека. В диаметере устройство не превышает 50 нанометров, что в тысячу раз меньше диаметра человеческого волоса. Поверхность наносуденышка покрыта молекулами, которые позволяют ему находить раковые клетки и проникать в них. Ожидается, что этот микроскопический "грузовой корабль" поможет ученым разработать новую систему лечения онкобольных, когда токсические антираковые лекарства высокой концентрации можно будет доставлять прямиком в опухоли без риска негативно повлиять на здоровые органы.

Тем временем, специалисты из Института рака при Университете Оклахомы (OU Cancer Institute) нашли способ, как изолировать раковые стволовые клетки в опухоли. Новая метода позволяет убивать раковые клетки, предотвращая, тем самым, повторное возникновение опухоли. Ученые обнаружили, что особый белок появляется только в стволовых клетках. До сей поры исследователи знали о протеинах, которые возникают как в обычных раковых клетках, так и в стволовых клетках, но они не подозревали о существовании белка, который образуется только в стволовых клетках.

Команда исследователей из Института рака уже начала проводить эксперименты с обнаруженным белком и надеется, что в недалеком будущем будет разработано новое лекарство, которое сможет убивать стволовые клетки и уничтожать рак. Умерщвляя стволовые раковые клетки, которые играют главную роль в возникновении, росте и распространении опухолей, медики смогут застраховать пациента от рецидивов заболевания.

Стоит напомнить, что в мае прошлого года ученые из Австралии модифицировали процесс деления бактерий, в результате чего каждая бактерия стала производить множество лишенных ядра микроскопических капсул - фрагментов цитоплазмы, окруженных плотной полисахаридной оболочкой. Их можно легко и быстро начинить практически любым лекарством. Плотная оболочка позволяет капсулам сохранять целостность и свободно перемещаться с током крови, не причиняя вреда здоровым тканям и клеткам.

А в октябре специалисты из Университета Ньюкасла (Newcastle University) предложили использовать для лечения раковых заболеваний ультрафиолетовое излучение, которое способно "нацеливать" на больные клетки противораковые лекарства и активизировать защитные силы организма, помогая ему бороться с опухолями.