Коллайдер на старте

10 сентября 2008 года, 10:05

Сегодня в 9:30 по местному времени (11:30 московского) в Европейском ядерном центре (European Organization for Nuclear Research, CERN, ЦЕРН) произойдет тестовый запуск Большого адронного коллайдера (Large Hadronic Collider, LHC, БАК), передает Telegraph. Официальное открытие установки состоится 21 октября, через полтора месяца после запуска.

Ускоритель протонов, не имеющий аналогов в мире, представляет собой кольцевую структуру протяженностью 27 км, которая находится на 100-метровой глубине близ Женевы, на территории Швейцарии и Франции. На реализацию этого проекта было потрачено 4,4 млрд фунтов стерлингов, а строительство БАКа заняло14 лет.

В каждой из двух кольцевых труб будет циркулировать протонный пучок, состоящий из 2808 сгустков по 100 млрд протонов в каждом. Cуммарная масса всех протонов в пучке меньше 1 нг, однако в них запасена энергия в 300 МДж, или что сопоставимо с кинетической энергией самолета.Ученые полагают, что эксперимент позволит воспроизвести ядерные реакции, в которых рождаются гипотетические элементарные частицы — бозон Хиггса, одиночный топ-кварк и суперсимметричные партнеры электронов, мюонов и нейтрино. Термин «адрон», собственно, обозначает семейство частиц, состоящих из кварков.

Мировое сообщество с волнением ожидает запуска коллайдера, не в последнюю очередь из-за боязни образования черной дыры, которая может поглотить Землю. Однако большинство ученых скептически относятся к такой возможности. Стивен Хокинг (Stephen Hawking) из Кембриджского университета (Cambridge University), Великобритания, один из самых известных физиков-теоретков нашего времени, считает, что «если бы катастрофа могла случится, то давно бы уже случилась». «Эксперименты в коллайдере – лишь слабое подобие того, что ежесекундно происходит в космосе», – говорит ученый. Более того, он заключил пари на $100, что физики не смогут обнаружить гипотетический бозон Хиггса, и вероятность образования черной дыры в ходе экспериментов составляет, по его мнению, менее 1%.