Новое обличие художника

08 сентября 2008 года, 15:52

Как сообщает Telegraph, историк живописи Саймон Абрахамс (Simon Abrahams) обнаружил, что портретные изображения царственных особ зачастую передают не их реальный облик, а черты самого живописца. Метод компьютерной обработки, позволяющий «повернуть» лицо изображенного под другим углом, выявил скрытое сходство художников и их моделей. Галерея обработанных портретов, представленная в блоге Абрахамса ArtScholar.org,  – лишь небольшая часть работы. В общей сложности искусствовед проанализировал несколько сотен картин начиная с XVII века.

Саймон Абрахамс убежден в том, что художник, работая за деньги над созданием портрета, вольно или невольно стремился запечатлеть себя самого. «Образы монархов не воспринимались живописцами как исторические свидетельства, сохраняющие портретное сходство с моделью. Нет, художники изображали свое alter ego», – говорит он. «Черты лица портретиста и его модели соединялись таким образом, что результат походил на того, и на другого. В некоторых случаях сходство с моделью вообще стоит под вопросом», – добавляет искусствовед.

Картины великих мастеров иногда озадачивают не только историков живописи, но и ученых негуманитарного профиля.  Так, физик Хосе Луис Арагон (Jose Lois Aragon) из Национального автономного университета Мексики (Universidad nacional autónoma de México) и его соавторы обнаружили, что на полотнах Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh) распределение яркости соответствует математическому описанию турбулентного потока. По словам исследователей, такие полотна, как «Звездная ночь» (1889) и «Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом» содержат отпечатки вихревых воздушных потоков. По мнению ученых, «Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства». Как известно, великий художник страдал от галлюцинаций и тяжелых депрессий.

По оценкам социологов, в мире наиболее известны три художника: Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог и Пабло Пикассо. При этом Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, Пикассо — «светским львом» и борцом за мир, а Ван Гог олицетворяет художника в чистом виде. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах.
Ключевые слова: искусство
Просмотров: 2010
Все лента новостей