Вымерший английский жук живее всех живых

19 марта 2007 года, 22:29

Масляный жук, считавшийся в Великобритании вымершим в 40-х годах, был обнаружен любителем-энтомологом на земле государственного заповедника между мысами Болт Хэд (Bolt Head) и Болт Тэйл (Bolt Tail) в графстве Девон, сообщает BBC News. Последний раз этого жука, известного в России как короткокрылая майка, в Англии видели в Чейли Коммон (Chailey Common), в графстве Сассекс (Sussex) в 1948 году.

В Девоне найдено больше сорока насекомых, которые выживают, личинкой забираясь на тело пчелы и поедая ее яйца. Жук, получивший название от высокотоксичной маслянистой секреции, которую выделяет, когда напуган, известен также как Meloe brevicollis.

Взрослые майки живут обычно около трех месяцев. За это время они откладывают около 1 тыс. яиц в норку в мягкой или песчаной почве, следующей весной из них выводятся личинки. Вылупившись, личинки взбираются на растения, часто укладываясь на цветок в ожидании, что ничего не подозревающая пчела посадит их себе на шею. Проникнув в гнездо они поедают яйца пчелы и богатые протеинами запасы цветочной пыльцы, постоянно побуждая пчелу обзаводиться собственными личинками.

Однако популяции пчел, как и других летающих насекомых, сильно зависят от опустошения земель. На узкой полоске побережья в государственном заповеднике, где короткокрылая майка была найдена, нет такого интенсивного земледелия, что и помогло жуку выжить. Теперь специалисты будут держать жука под постоянным наблюдением  и изучать более детально его жизненный цикл, с тем, чтобы создать условия для восстановления его популяции.

В России короткокрылая майка водится в основном в Прибайкалье. Она представляет собой проблему для пчеловодов. Насекомые из рода маек часто прогрызают межсегментные мембраны брюшка пчел и высасывают их гемолимфу, вызывая тем самым мелеоз – заболевание, которое, особенно в период массовой рождаемости личинок в мае-июле, может привести к серьезному ослаблению пчелы и даже к гибели целой пчелиной семьи.