Деревья очищают атмосферу

19 августа 2008 года, 18:50

Группа ученых под руководством Пола Шепсона (Paul Shepson), Университет Пердью (Purdue University), США, выяснила, что кроны деревьев способны поглощать органические азотные соединения, появившиеся в результате загрязнения, и перерабатывать их в полезные аминокислоты, пишет Nature news.

Известно, что растения способны использовать листья для впитывания неорганических молекул азота, таких, как аммиак или двуокись азота, и превращать их в аминокислоты. Однако неизвестно, используют ли их растения. «Есть разница между самим фактом впитывания различных видов азота в листья и полезностью этого действия», – сказал Шепсон. Органические нитраты создаются самим растением. Многие деревья излучают реактивные молекулы, известные как летучие органические соединения, самым распространенным из них является изопрен.

Группа Шепсона изучала, как саженцы тополя осинообразного, природного источника изопрена, реагируют на аналог таких соединений, именуемый «1-nitroxy-3-methyl butane». Соединение было помечено особым радиоактивным изотопом – азот-15. Затем ученые превратили листья в кашеобразную массу и проверили, сколько азота-15 в них содержится. Во время проверки были обнаружены 2 аминокислоты: глутамат, полученный из поглощенных азотных соединений, и аспартат, сформировавшийся затем в результате биохимического процесса. В тестируемых листьях обе аминокислоты содержали небольшое, но значимое количество азотного изотопа, в остальных же листьях азотного изотопа обнаружено практически не было.

Между тем известно, что загрязненные вода, воздух и почва ежегодно становятся причиной 40% смертей по всему миру. Разные страны по мере сил борются с загрязнением окружающей среды. С 1 января 2008 года в некоторых городах Германии появились так называемые экологические зоны. Часть немецких городов, в том числе Берлин, Кельн, Ганновер, будет закрыта для въезда автомобилей, не отвечающих требованиям по ограничению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Для проезда в экологические зоны будет необходимо получить специальную наклейку, сообщающую что автомобиль соответствует экологическим стандартам. По информации агентства, в настоящий момент лишь 5% автомобилей, зарегистрированных в Кельне, смогут такую наклейку получить.