Один, два, много

19 августа 2008 года, 17:54

Группа ученых из Университетского колледжа Лондона (University College London), Великобритания, и Университета Мельбурна (University of Melbourne), Австралия, под руководством профессора Брайана Баттерворта (Brian Butterworth) из Института когнитивной неврологии (Institute of Cognitive Neuroscience) Университетского колледжа Лондона доказала, что знание числительных не является необходимым для умения считать, пишет EurekAlert.

Ученые исследовали детей от 4 до 7 лет из двух австралийских туземных сообществ, чьи языки не имеют слов или жестов для обозначения цифр. Языком одного из сообществ был варлпири (warlpiri), принадлежащий пама-ньюнгской семье языков, распространенной на 7/8 континента, языком второго – аниндильяква (anindilyakwa), гунвинггуанская семья. Дети оказались способны выполнять связанные с числительными задания. По мнению ученых, люди обладают встроенным механизмом для счета, который у детей с дискалькулией, видимо, развивается иначе. Раньше считалось, что счетные слова необходимы детям для работы с понятием числительных больших, чем три, то есть, для овладения понятием «пять» необходимо слово. Такие данные были получены от детей с языком, в котором есть названия чисел, а также взрослых туземцев с языками без этих названий. «В нашем же исследовании детей туземцев предполагается, что у нас есть внутренняя система для опознавания и отображения численности (число объектов в ряду) и что отсутствие словаря для числительных не мешает нам выполнять задания, касающиеся численности, если только задание не требует употребления слов», – рассказал Брайан Баттерворт.

В языках детей из обоих сообществ были слова «один», «два», «мало», «много». В языке аниндильяква помимо этого были еще ритуальные слова для числительных до 20, но детям они не были известны. Кроме этого, ученые работали с группой англоязычных туземцев в Мельбурне. «В наших заданиях мы не могли задавать, например, такие вопросы, как «сколько?» или «Одинаковое ли число объектов в этих двух кучах?». Так что нам пришлось разработать специальные задания. Например, детей просили убрать столько фишек, сколько звуков издали две палки, стучащие друг о друга», – пояснил руководитель исследования. Детям приходилось использовать абстрактное представление о числах, а не просто копировать. Причем дети, говорящие на туземных языках, справлялись с заданиями с цифрами до 9 не хуже англоязычных.

Просмотров: 1393
Все лента новостей