Комете не позволили уйти незамеченной

19 августа 2008 года, 15:52

Натан Каиб (Nathan Kaib) и Эндрю Бекер (Andrew Becker) из Вашингтонского университета в Сиэтле (University of Washington), США, полагают, что космический объект диаметром в 40 км, наблюдавшийся с сентября 2005-го по ноябрь 2006 года между орбитами Сатурна и Нептуна, представляет собой комету. По сообщению Science News, они утверждают, что этот объект, известный как 2006 SQ372, прилетел к Солнечной системе из внутренней части облака Оорта (Oort Cloud) и в данный момент возвращается к себе домой. Комета прошла на расстоянии 3,2 млрд км от Земли и 3,6 млрд км от Солнца, а через одиннадцать с половиной тысяч лет достигнет афелия (самая удаленная от Солнца точка орбиты), находящегося на расстоянии 241 млрд км от Солнца.

Напомним, что облаком Орта называется не наблюдаемое сферической облако комет, окружающее Солнце, но расположенное очень далеко за пределами планетной системы. Гипотезу о его существовании выдвинул в 1932 году эстонский астроном Эрнст Эпик, а в 1950 году голландский астроном Ян Оорт подкрепил ее с помощью анализа расположения орбит комет с большим периодом обращения вокруг Солнца. Это облако состоит из двух частей — сферической внешней и дискообразной внутренней. Внешний радиус внешней части примерно равен четверти расстояния от Солнца до ближайшей к нему звезды альфа Центавра. На этом расстоянии сила притяжения к Солнцу практически сравнивается с совокупным гравитационным воздействием других звезд галактики. Поэтому внешнюю границу облака Оорта можно считать границей Солнечной системы. Иногда, под воздействием гравитации других небесных тел, тела из облака Оорта меняют орбиты и становятся долгопериодическими кометами (с периодом обращения не менее 200 лет), которые обращаются по очень вытянутым орбитам. Только небольшая часть орбиты таких комет проходит недалеко от Солнца.

Самой известной кометой, проделавшей путь от облака Оорта до Солнца, считается комета Хейла–Боппа, самая яркая комета в XX веке. Если объект 2006SQ372 — действительно комета, то по размеру она была вполне сравнима с кометой Хейла–Боппа .

Свои названия кометы получают по фамилии первооткрывателя (комета Черных, комета Копфа), а если таковых двое или даже трое, то перечисляют всех (комета Хейла–Боппа, комета Чурюмова–Герасименко). Когда же один человек обнаружил несколько комет, то после фамилии добавляется номер (комета Вильда-1, комета Вильда-2).