Не грубите нервным клеткам

19 марта 2007 года, 10:08

Одного стресса достаточно для того, чтобы уничтожить новые нервные клетки мозга, сообщила на прошлой неделе английская служба BBC. Ученые медицинского университета Розалинд Франклин (Rosalind Franklin University), США, полагают, что полученные ими новые данные о работе мозга  позволят лучше узнать, как развивается депрессия. Результаты их исследования были опубликованы в журнале Neuroscience.

Результаты исследований, проводимых на крысах, показали, что после стресса нервные клетки погибали в гиппокампе (небольшое возвышение, образующее медиальную стенку нижнего рога бокового желудочка головного мозга). Гиппокамп проходит до самых передних отделов нижнего рога и заканчивается утолщением, которое разделено мелкими бороздками на отдельные бугорки. Он отвечает в мозге за обучение, память и эмоции. Гиппокамп – один из двух отделов мозга, которые вырабатывают новые клетки на протяжении всей жизни как у крыс, так и у людей.

Молодых крыс помещали на 20 минут в клетки, в которых уже сидели две взрослые крысы. Взрослые крысы быстро атаковали молодых, часто кусая нарушителя их территории. У молодых крыс был зафиксирован уровень стресса в шесть раз выше, чем у тех, которых не сажали в клетки со взрослыми особями.

Через неделю после столкновения крыс у молодых особей уцелела лишь треть клеток. Ученые обнаружили, что у молодых крыс, сталкивающихся с более агрессивными старшими крысами, процесс выработки новых клеток не останавливался. Но это не предотвращало гибели уже образованных клеток и поэтому оставляло меньше нейронов для обработки чувств и эмоций.

Американские неврологи полагают, что гибель клеток ведет к депрессии. Между тем, они обнаружили, что клетки погибают не сразу, а 24 или более часов спустя после стресса. Вероятно, за это время можно принять меры для предотвращения гибели клеток. Исследование позволило опровергнуть старую теорию о том, что стресс препятствует выработке новых нервных клеток.

Существует несколько видов стресса. Дэвид Кендалл (David Kendall), профессор университета Ноттингема (University of Nottingham), Великобритания, говорит, что более мягкий и продолжительный стресс способствует выживанию нервных клеток. Впрочем, другие работы показали, что долговременный мягкий стресс подавляет рост нервных клеток в гиппокампе.

К слову, известная поговорка о том, что нервные клетки не восстанавливаются, успешно опровергается современными специалистами: для восстановления нервных клеток используются стволовые клетки, которые могут превращаться в любые другие, в том числе и нервные.

Просмотров: 1978