Большой адронный коллайдер включат через месяц

Европейский ядерный центр (European Organization for Nuclear Research, CERN, ЦЕРН) обнародовал сегодня дату тестового запуска Большого адронного коллайдера (Large Hadronic Collider, LHC, БАК) – 10 сентября, сообщает ИТАР-ТАСС. Запуск БАКа будет транслироваться в прямом эфире информационного телеканала Euronews.

21 октября, через полтора месяца после тестового пуска, состоится официальное открытие ускорителя. Напомним, что Большой адронный коллайдер – ускоритель протонов – представляет собой кольцевую структуру протяженностью 27 км, которая находится на 100-метровой глубине. Сооружение находится близ Женевы, на территории Швейцарии и Франции, и не имеет аналогов в мире.

В каждой из двух кольцевых труб будет циркулировать протонный пучок, состоящий из 2808 сгустков по 100 млрд протонов в каждом. Его поперечник 0,03 мм, а суммарная масса всех протонов в пучке меньше 1 нг, при этом в них запасена энергия в 300 МДж, что сопоставимо с кинетической энергией самолета или 100 кг тротила. Еще большая энергия — 10 млрд Дж — запасена в нескольких тысячах сверхпроводящих магнитов, работающих при температуре на два градуса выше абсолютного нуля.

Ученые полагают, что эксперимент позволит воспроизвести ядерные реакции, в которых, в соответствии с предсказанием современной теории элементарных частиц, рождаются гипотетические пока элементарные частицы — в том числе, бозон Хиггса, одиночный топ-кварк и суперсимметричные партнеры электронов, мюонов и нейтрино. По схеме эксперимента, два пучка протонов, движущихся навстречу друг другу со скоростями близкими скорости света, пересекутся внутри Компактного магнитного соленоида. В результате ядерных реакций, начинающихся со столкновения двух релятивистских протонов, образуются коротко живущие тяжелые субъядерные частицы. Например, ожидаемая масса бозона Хиггса больше массы атома урана.

Мировое сообщество с волнением ожидает запуска коллайдера, не в последнюю очередь из-за боязни образования черной дыры, которая может поглотить Землю. Большинство ученых скептически относятся к такой возможности. «На самом деле, подобные эксперименты уже были осуществлены самой природой. Земля существует 4 млрд лет, и все это время на нее идут космические лучи. Это тоже протоны высоких энергий, которые разгоняются во Вселенной. Те частицы, которые достигают Земли, сталкиваются в верхних слоях атмосферы с протонами, и происходят те же самые процессы. При этом энергия, которая выделяется при этом, на порядок больше той энергии, которую выделит коллайдер», – пояснил Михаил Высоцкий, научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики, член-корреспондент РАН, в интервью газете «Взгляд».

Всего проект вовлечены две с половиной тысячи физиков из 175 институтов 38 стран, среди них более трехсот физиков из России. Один из четырех экспериментов на коллайдере будет осуществляться под руководством Андрея Голубкина, сотрудника Института теоретической и экспериментальной физики.