Большому Коллайдеру обещают запуск

06 августа 2008 года, 12:07

Как передало вчера агентство РИА «Новости», российские ученые считают, что Большой Адронный Коллайдер (Large Hadron Collider, LHC) запустят 21 октября. На эту дату назначена инаугурация сверхмощного кольцевого ускорителя, отмечают собеседники агентства, перед которой через все его кольцо, как обычно бывает, пропустят пучок протонов.

Напомним, главный приз, который наука ожидает от запуска Большого Адронного Коллайдера – это фиксация следов хиггсовского бозона (Higgs Boson), важнейшей из экспериментально не найденных частиц Стандартной Модели (СМ), ответственной за спонтанное нарушение симметрии вакуума. Пока ничего похожего никто не видел, но если какие-то следы хиггсовского бозона будут обнаружены, можно будет говорить о проницательности и интуиции древних греков, два тысячелетия назад повлекших их к поиску первоматерии, единой во всех вещах и лишь по-разному себя проявляющей. По большому счету, физики всего мира надеются увидеть, как выглядел мир в первые мгновения своего существования, сразу после Большого взрыва. Кроме того, здесь будет идти поиск явлений физики вне рамок СМ. Большое внимание уделят также исследованиям свойств W и Z-бозонов, ядерным взаимодействиям при сверхвысоких энергиях, процессам рождения и распадов тяжёлых кварков.

Самый большой и мощный в мире коллайдер (ускоритель элементарных частиц), запуск которого был запланирован на начало этого лета, но был отложен, привлекает сотни физиков в Европейский ядерный центр (ЦЕРН, European Organization for Nuclear Research, CERN) близ Женевы, Швейцария. Стоимость конструкции составляет $6,3 млрд. Многие, впрочем, сомневаются, что это сооружение имеет смысл. По словам комментаторов к соответствующему материалу в журнале Nature, «это самый большой прыжок в неизвестное в истории человечества, и неизвестно, что мы получим» от его запуска. Одним из страхов мирового сообщества перед LHC является боязнь образования черной дыры, которая якобы поглотит Землю. Как уже писал «Вокруг Света», этот страх необоснован.

Строительство LHC началось в 2001 году. Элементарные частицы будут разгонять в туннеле длиной 27 км. Для удержания и коррекции пучков частиц будут использоваться более 1500 сверхпроводящих магнитов, рабочая температура которых близка к температуре абсолютного нуля. Коллайдер предназначен для столкновений пучков протонов и тяжелых ионов на почти световой скорости с общей энергией 14 тераэлектронвольт, что значительно превосходит энергию существующих ускорителей.