Медитация и презервативы против ВИЧ

25 июля 2008 года, 15:24

Ученые из Национального центра ВИЧ-эпидемиологии и клинических исследований (National Centre in HIV Epidemiology and Clinical Research), Сидней, Австралия, опровергли сообщение Швейцарской федеральной комиссии по ВИЧ (Swiss Federal Commission for HIV/AIDS) о безопасности сексуальных отношений с носителями вируса при прохождении антиретровирусной терапии. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на публикацию в медицинском журнале Lancet.

Джонатан Андерсон (Jonathan Anderson), президент Австралийского общества ВИЧ-медицины (Australasian Society for HIV Medicine, ASHM), заявил, что швейцарская комиссия поторопилась с выводами. Исследование австралийских ученых базируется на математической модели с участием 10 тыс. гетеро- и гомосексуальных пар, где один из партнеров – ВИЧ-инфицированный. В течение 10 лет пара, предположительно, совершает как минимум 100 сексуальных актов без использования презервативов. Как выяснилось, при таких условиях передача вируса от женщины к мужчине составит 215 случаев, от мужчины к женщине – 425, а от мужчины к мужчине – 3 524. Таким образом, без использования презервативов риск заражения существенно возрастает, особенно в гомосексуальных отношениях.

Помимо кондомов и антиретровирусной терапии, ученые обнаружили еще один способ продлить жизнь ВИЧ-инфицированных и повысить ее качество. Дэвид Кресуэл (David Creswell) из Калифорнийского университета (University of California), Лос-Анджелес, США, предложил группе из 67 добровольцев, зараженных вирусом, пройти двухмесячный курс медитации. Результаты его наблюдений показали, что стрессовое состояние у больных снизилось, а анализ крови подтвердил, что число T-лимфоцитов повысилось по сравнению с периодом до медитации. При этом все участники эксперимента не проходили антиретровирусную терапию.

В статье, опубликованной в журнале Brain, Behavior, and Immunity, доктор Кресуэл выдвигает две гипотезы о пользе медитации для ВИЧ-инфицированных: во-первых, она может воздействовать непосредственно на содержание T-лимфоцитов в крови, во-вторых, уменьшение стресса, предположительно, ведет к снижению активности вируса. В этом направлении необходимо вести дальнейшие исследования, считает доктор.

Согласно статистике, из каждых пяти ВИЧ-инфицированных людей на планете трое живут в странах южной Африки. Долгое время больные СПИДом даже в ЮАР — крупнейшей и наиболее развитой стране региона — не получали необходимого лечения, только в феврале 2008 года 450 тыс. человек, то есть примерно половина нуждающихся, начали курс терапии.

Как сообщал «Вокруг света», новые методы лечения, среди которых терапия ферментом Tre, который внедряется в ДНК вируса и удаляет его из генома зараженной клетки, проходят испытания в Институте молекулярной клеточной биологии и генетики Макса Планка, (Max-Planck Institute for Molecular Cell Biology and Genetics) в Дрездене, Германия.