Хорошим слухом обязаны динозаврам

15 марта 2007 года, 22:12

Ученые нашли скелет млекопитающего размером с бурундучка с хорошо сохранившимися костями среднего уха, который стал очередным доказательством того, что млекопитающие произошли от рептилий. Об этом сообщает Reuters. Великолепно сохранившиеся останки необычного зверька были извлечены из богатых ископаемыми скальных пород в северной части Китая. Как говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature, они дают редкую возможность взглянуть на один из ключевых элементов эволюции млекопитающих: структуру уха, которая обладает высокой чувствительностью.

Найденное животное назвали "яноконодон" (Yanoconodon) в честь места обнаружения - гор Янь в китайской провинции Хэбэй. Оно обитало на Земле 125 лет назад в меловом периоде, третьей, завершающей стадии мезозойской эры, также называемой Эпохой динозавров. Тело зверька сложено очень странно для млекопитающего – подобно саламандре оно имеет удлиненное туловище и короткие, низенькие конечности. Ученые предполагают, что яконодон, имеющий длину около 13 см и вес около 30 граммов, вел ночной образ жизни и питался насекомыми.

Средой его обитания была территория с буйной растительностью и пресноводными озерами,  раноцветущими растениями и множеством соседей. В том числе ими были несколько разновидностей динозавров, для которых яконодон представлял собой меховую закуску.

По словам одного из авторов исследования, Чже Си Люо (Zhe-Xi Luo) из Музея естественной истории имени Карнеги в Питтсбурге, США, особая важность находки заключается в том, что ухо яконодона представляет собой промежуточное эволюционное звено между ухом рептилии и обладающим высокой слышимостью ухом млекопитающего. Острый слух, который явлется базовой отличительной особенностью млекопитающего, дают животному три крошечные кости среднего уха - молоточек (malleus), наковальня (incus) и стремя (stapes), вместе с барабанной перепонкой (tympanic membrane) дают млекопитающему острый слух. Ученые полагают, что эти кости развились из костей челюсти рептилий, от которых, возможно, произошли млекопитающие. Кости уха яконодона совершенно таковы, как у современных млекопитающих, но остаются соединенными с нижней челюстью, что для них уже не характерно.

Предполагается, что острый слух у древних млекопитающих развился, когда они адаптировались к ночному существованию, которое спасало их от динозавров и других опасных животных, ищущих легкой дневной добычи. Первое настоящее млекопитающее появилось на свет 220 млн. лет назад, вскоре после динозавров, но, как считают ученые, процесс приобретения ими современного строения скелета занял много больше, чем несколько десятков миллионов лет.