Проще – не значит лучше

21 июля 2008 года, 17:05

Биологи из Техасского университета (University of Texas), США, под руководством Мэтью Каупертвейта (Matthew Cowperthwaite) и Лорен Энсель Мейерс (Lauren Ancel Meyers), выдвинули гипотезу, согласно которой эволюция по принципу естественного отбора не приводит к закреплению наиболее совершенных черт, пишет CNews. В качестве экспериментальной модели ученые взяли молекулу РНК, эволюция которой осуществляется посредством мутаций и естественного отбора. Анализ образцов РНК различных организмов показал, что на самом деле доминируют признаки не лучшие, а простые, закрепленные в относительно коротком ряде мутаций. Результаты исследования опубликованы в издании PLoS Computational Biology.

По современным научным представлениям, механизм естественного отбора имеет дело с генетическими мутациями.  В краткосрочной перспективе мутации, способствующие лучшей адаптации живого организма к среде, начинают передаваться от поколения к поколению, вытесняя организмы с менее удачными мутациями. Тем не менее, в долгосрочной перспективе этот механизм не срабатывает, считают американские исследователи.

Компьютерная модель РНК показала, что эволюционное закрепление наилучшего признака – событие маловероятное, поскольку это требует длительной последовательности редких, взаимодействующих друг с другом мутаций. В ситуации естественного отбора начинает доминировать не лучшие, а всего лишь «сносные» признаки, которые не требуют длительной цепочки изменений.

«Развитие одних признаков осуществляется сравнительно легко, через комбинации различных мутаций», – говорит доктор Каупертвейт. – «Другие появляются сложнее, через маловероятный набор генетических команд. Итогом эволюции являются как раз простые признаки – даже если они действительно лучшими не являются».

Эволюционная теория, предложенная Чарльзом Дарвином (Charles Darwin) в работах  «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871), до сих пор не имеет ни серьезного опровержения, ни доказательства. Большая часть XIX и ХХ веков прошла под знаком торжества идей дарвинизма, а точнее, "синтетической теории эволюции". Но сегодня многие сомневаются в истинности этой теории, по крайней мере, применительно к человеку. Так, согласно опросу Gallup, проведенному год назад, большая часть населения США (53% опрошенных) полагает, что бог создал людей такими, каковы они сейчас. Теория «разумного замысла», согласно которой люди развивались миллионы лет от более примитивных организмов, но этим процессом руководил Бог, находит поддержку у 31% опрошенных. И лишь 12% считает, что эволюцией, приведшей к появлению человека, никто не управлял. Правда, стоит напомнить, что судьба научных теорий не может определяться всенародным голосованием.