Молнии излучают рентгеновские лучи

16 июля 2008 года, 14:09

Исследовательская группа из университета Флориды (University of Florida) и Флоридского технологического института (Florida Institute of Technology, FIT), США, представила в журнале Geophysical Research Letters результаты исследования рентгеновского излучения молний, сообщает Physorg.

Теоретически рентгеновское излучение, генерируемое при разрядах молний, было предсказано еще в 1925 году, но экспериментально было обнаружено лишь в 2001 году. Выяснилось, что молния является сравнительно мощным источником излучения. В ходе нынешнего исследований было показано, в частности, что источником рентгеновского излучения является лидер молнии. «С практической точки зрения, если мы хотим предсказать, когда и где молния ударит, мы должны сначала понять, как молния перемещается от одного места до другого», сказал Джозеф Двайер (Joseph Dwyer), профессор FIT. «В настоящее время, мы не знаем, как это происходит, однако рентгеновские лучи помогают нам понять, механизм появления молнии».

Молнии начали изучать еще в 1708 году. Доктор Уильям Уолл (William Wall) представил Лондонскому Королевскому обществу сообщение, которое было опубликовано в Philosophical Transactions, первом в истории научном журнале. Там, в частности, говорилось, что «свет и треск наэлектризованных тел можно до некоторой степени уподобить молнии и грому». Впоследствии темой атмосферного электричества занимались многие ученые, однако хоть сколько-нибудь значительный успех был достигнут лишь благодаря наблюдениям со спутников.

Попадание молний приводит к многочисленным смертям. Так в Китае только за 2007 год от ударов молний погибло несколько сот человек. За последние 40 лет несколько раз погибли из-за ударов молний самолеты. Заметим, что одним из наименее уязвимых для молний самолетов считается Ту-154. Так в мае 2007 самолет этой марки авиакомпании «Аэрофлот» при подходе к аэропорту Шереметьево получил разряд молнии в правый борт. Однако все системы самолета остались работоспособными, и самолет благополучно совершил посадку.