Полет древних рептилий

15 июля 2008 года, 15:23

Английские ученые промоделировали полет древней рептилии. Статья об этом вышла в журнале Palaeontology, сообщает ScienceDaily

Археоптерикс известен как самая древняя птица на Земле, но рептилии начали летать приблизительно на 50 млн лет раньше, чем он, а именно, 225 млн лет назад, когда большие динозавры ещё не ходили по Земле. Новое исследование вымерших рептилий, названных куэнозаврами (kuehneosaurs), проведенное учеными из Университета Бристоля (Bristol University), Великобритания, показывает, что эти древние летчики использовали расширения своих ребер, чтобы сформировать большие скользящие поверхности на теле.

Кэунозавры, достигавшие до 70 см в длину, были сначала найдены в 1950-х в древней системе пещер около Бристоля. Их боковые «крылья», как всегда предполагали, были некоторой формой адаптации, необходимой для полетов, однако их аэродинамическая способность никогда не изучалась ранее.

Автор работы, Коэн Стэйн (Koen Stein), исследовал два вида найденных в пещерах кэунозавров, и показал, что Kuehneosuchus, имея удлиненные крылья, летал как планер, в то время как Kuehneosaurus, имея намного более короткие крылья, был подобен парашютисту. Поскольку эти два вида не различаются по другим признакам, возможно, что они являются самкой и самцом одного и того же животного. Стэйн сказал: «Мы не думали, что куэнозавр будет очень эффективен в воздухе, но все это было предположением, пока мы не начали строить модели и проверять их аэродинамической трубе бристольского Департамента аэросмической инженерии. Удивительно, но куэносухус оказался очень устойчив аэродинамически. Спрыгивая с пятиметрового дерева, он легко пересекал расстояние в девять метров перед приземлением».

Чтобы понять, как эти существа управляли полетом, Стэйн с коллегами промоделировать различные откидные створки кожи по области крыла. «Мы также строили перепончатые руки и ноги и дополнительную мембрану кожи между ногами на моделях, но они сделали полет животных непостоянным, поэтому мы предполагаем, что они, вероятно, не имели таких особенностей».

С большим энтузиазмом воспринял сотрудничество с палеонтологами член исследовательской группы профессор Майкл Бентон (Michael Benton). Он сказал: «Это — фантастический пример междисциплинарного исследования. Палеонтологи всегда хотели понимать, как передвигались удивительные животные прошлого. Теперь, сотрудничая с космическими инженерами, мы можем убедиться, что созданные модели полетов являются очень реалистическими».