Рыба на ступенях эволюции

10 июля 2008 года, 14:37

Мэтт Фридман (Matt Friedman) из Чикагского университета (University of Chicago), США, изучая окаменелости эоценского периода, обнаружил недостающее звено в эволюции плоских рыб, пишет Reuters со ссылкой на публикацию в журнале Nature. До настоящего времени палеоихтиологи не могли объяснить, каким образом рыбы с глазами по обеим сторонам тела развили ассиметричную, но исключительно полезную для донных рыб черту – расположение глаз на одной стороне головы.

Фридман исследовал ископаемый вид Heteronectes из северной Италии и вид Amphistium, найденный в запасниках Венского музея естественной истории (Naturhistorische Museum Wien), Австрия. Он заметил, что у этих рыб один глаз немного смещен к центру. Компьютерная томография подтвердила догадки ученого: глаза рыб начали «переползать» на одну сторону головы – так, как это происходит у современных плоских рыб. Мэтт Фридман предполагает, что ископаемые рыбы еще не вели исключительно донный образ жизни: «Вероятно, они не лежали все время на дне на одной стороне туловища, а парили, опираясь на плавники», – говорит он. В этом случае ассиметрично расположенные глаза действительно являются преимуществом.

Современные плоские рыбы (камбала, морской язык, палтус и другие, всего более 550 видов) живут в пресной и соленой воде. Они рождаются с симметричными глазами, однако по мере взросления один глаз перемещается на противоположную сторону головы. Первые плоские рыбы появились более 50 млн лет назад. Ученые предполагали, что развитие асимметрии произошло в результате резкой мутации, без постепенного развития. Открытие Фридмана опровергло эту гипотезу.

Как писал «Вокруг света», австралийские палеонтологи недавно обнаружили ископаемые останки первого на земле живородящего существа. Окаменелости возрастом 380 млн лет представляют собой 25-ти сантиметровый скелет рыбы-самки из группы плакодермов и эмбриона, прикрепленного пуповиной к ее телу.