Древние птицы были полосатыми

09 июля 2008 года, 13:58

Группа орнитологов и палеонтологов из Йельского университета (Yale University), США, сумела восстановить окраску доисторических перьев, найденных в Бразилии и Дании, сообщает BBC со ссылкой на публикацию в журнале Biology Letters. Возраст останков составляет 100 млн лет. До настоящего времени ученые могли только догадываться о том, какого цвета были родоначальники пернатых.

Ископаемые перья имеют четко выраженный рисунок из полос, наподобие того, что мы наблюдаем у современных птиц. «Эти полосы выглядят настолько знакомыми, что не оставляют сомнений в биологическом происхождении – геология здесь явно ни при чем. Но как соотнести это с общеизвестным фактом, что большинство органических молекул разрушается за столь долгий срок?» – говорит доктор Майк Бентон (Mike Benton) из Бристольского университета (University of Bristol), Великобритания, комментируя работу американских коллег.

Йельские палеонтологи, рассмотрев эти полосы под электронным микроскопом, выяснили, что темные участки перьев состояли из меланосом – клеточных структур, в которых осуществлялся синтез темного пигмента меланина. Точно такие жеучастки есть иу современных птиц. За прошедшие тысячелетия от меланосом остались только углеродные следы, что и объясняет «сохранившийся» цвет перьев. Ранее ученые предполагали, что темные полосы – окаменелые колонии бактерий, поселившихся на ископаемых останках.

Ученые надеются, что следы меланина позволят им восстановить не только цвет оперения, но и меха, кожи, радужной оболочки глаз. В дальнейшем они планируют распознавать красный, коричневый, темно-желтый цвета. Определение окраски древних животных проливает свет на их поведение, считает доктор Бентон. Так, например, по окраске птиц можно восстановить характер их брачных ритуалов и взаимоотношений в паре.

Строго говоря, палеонтологи не впервые восстанавливают окраску ископаемых животных: в 2006 году с помощью генетического анализа было установлено, что мех сибирских мамонтов был бурого цвета, тогда как у других представителей этого вида он был светло-коричневым или песочным. Но применительно к пернатым динозаврам и первым видам птиц эта методика не подходила из-за плохой сохранности материала. Ведь возраст сибирских останков составлял «всего» 43 тыс. лет.

В 2007 году ученые извлекли самый крупный фрагмент ДНК из шерсти мамонта, найденного на Ямале. Но для полного восстановления хромосомы еще далеко: при гибели животного трехмерная спираль ДНК разрушается. Для того чтобы она сохранилась, необходимо совпадение целого ряда факторов. Главные условия – тело должно быть сразу после смерти заморожено при определенной температуре, а образец материала взят до его разморозки. Несмотря на то, что современная наука выделяет фрагменты ДНК даже из костей, собрать трехмерную спираль пока не удается.