Дельфины и киты вдохновляют ученых

08 июля 2008 года, 14:24

Особенности движения китов и дельфинов помогут создать более совершенные образцы техники. Статья на эту тему опубликована в журнале Integrative and Comparative Biology.

Морские существа в течение многих миллионов лет пытались оптимизировать эффективность движения в воде. Однако люди создали аппараты, принцип движения которых был основан на движении морских обитателей, только в XX веке. Внимательно изучая плавники и хвосты китов и дельфинов во время их движения, группа ученых из США обнаружила новые особенности, которые можно использовать при конструировании техники. Доктор Фрэнк Фиш (Frank Fish) из университета Вест Честер (West Chester University) сделает сегодня доклад на эту тему в Марселе, Франция, на ежегодном собрании Общества экспериментальной биологии (Society for Experimental Biology).

Некоторые из его наблюдений уже применяются при решении технических проблем. Форма плавников кита с одним ухабистым краем вдохновила создание полностью нового проекта для турбинных лезвий. Этот проект показал, что такая конструкция более эффективна и, кроме того, издает при работе меньше шума, что бросает вызов традиционной теории. "Инженеры предварительно пробовали гарантировать устойчивые образцы потока на твердых и простых поднимающихся поверхностях, типа крыльев", говорит доктор Фиш. "Есть даже возможности, что эта технология в будущем может быть применена в авиации. Например, при конструировании вертолетных лопастей".

Напомним, что первый, не лежащий на поверхности, секрет движения дельфинов был разгадан лишь в 1960 году. Оказалось, что гибкая кожа дельфина гасит возникающие возле тела струи, тем самым обеспечивая идеальное обтекание тела. Немедленно была создана искусственная дельфинья кожа — ламинфло. Многочисленные испытания этого покрытия на катерах показали, что ламинфло порой снижает сопротивление воды более чем в полтора раза!

Бионика дала новые возможности и в военных разработках. Благодаря изучению гидродинамических особенностей китов и рыб, удалось создать особую обшивку торпед, которая при той же мощности двигателя обеспечивает повышение скорости на 20 - 25%. А в 1969 году в Северодвинске была построена знаменитая подводная лодка «К-162», или, как прозвали ее американцы, «Серебряный кит». Эта субмарина установила непревзойденный до сих пор мировой рекорд скорости под водой. Благодаря тому, что конструкция ее носовой части повторяла форму головы кита, субмарина разгонялась в толще воды почти до 80,4 км/ч.

Просмотров: 3520
Все лента новостей