Дорогу укажет клюв

14 марта 2007 года, 21:46

Птицы удерживают направление в полете на дальние расстояния с помощью сенсоров клюва, пишет Reuters. Исследовав домашнего голубя, немецкие ученые нашли в полоске кожи верхней части его клюва крошечные кристаллы оксида железа, которые помогают пернатым считывать магнитное поле Земли.

Птицы чувствуют магнитное поле земли независимо от их движения и положения и это помогает им идентифицировать их географическое местонахождение, говорится в докладе, опубликованном в журнале Naturwissenschaften.

Долгое время ученые всего мира были озадачены вопросом, как птицы определяют свой маршрут, и, возвращаясь из миграции за тысячу миль, находят то же самое дерево, от которого они улетели.

По мнению Герты Фляйснер (Gerta Fleissner), одного из авторов исследования, и ее коллег из университета Франкфурта (Frankfurt University), Германия, подобные рецепторы, найденные у голубя, должны быть универсальной особенностью всех птиц. Железосодержащие частицы были найдены также в клювах малиновок, славок и кур.

То, что птицы в своих перелетах ориентируются на магнитное поле Земли, было установлено несколько лет назад. В 2004 году группа ученых из немецкого Ольденбургского университета (University of Oldenburg) высказала предположение, что чувствовать магнитное поле им помогает особое строение сетчатки глаза. Перед длительными перелетами в ней генерируется большое количество реагирующего на эти поля криптохрома.

Однако, как было установлено орнитологами из Франции и Германии в прошлом году, чувствительность к магнитным полям зависит от света.  Их "шестое чувство" работает только в голубом или зеленом свете, световые же волны другой длины, наоборот, его отключают.