Зритель как часть кинопроцесса

25 июня 2008 года, 08:33

Интерактивная форма кино, или ви-джеинг, в ближайшем будущем станет самым популярным видом искусства у нового поколения, которое жаждет быть частью кинематографа, заявил в интервью РИА «Новости» всемирно известный режиссер-авангардист, художник и писатель Питер Гринуэй (Peter Greenaway). Он приехал в Москву по приглашению творческого объединения «Газгольдер» и Медиа Форума, проходящего в рамках Московского международного кинофестиваля. За два дня пребывания в российской столице режиссер представил публике мультимедийный перформанс из своего самого масштабного арт-проекта «Чемоданы Тульса Люпера», а также прочел лекцию «Кино умерло… Да здравствует кино!»

По мнению Питера Гринуэя, новое поколение не желает полтора часа сидеть в темноте и смотреть на видеоряд, основанный на литературном произведении. Зависимость от литературы, по Гринуэю, — главная проблема современного кинематографа, она делает кино «убогим», «паразитом, который питается за счет других видов искусства». «Кино озабочено захватывающими книжными сюжетами. Все самые громкие кинопроекты последнего десятилетия основаны именно на литературных историях — “Властелин Колец”, “Гарри Поттер”. Но это скучно. Возможностей у кино гораздо больше, чем просто пересказывать книги на экране. Те, кто хотят узнать, о чем написана книга, идут в книжный магазин», — считает Гринуэй. Вместо текста режиссер предлагает отталкиваться от визуальной составляющей.

Британец по национальности, Питер Гринуэй сейчас живет в «самой передовой стране Европы» — Нидерландах. Среднестатистический голландец сегодня ходит в кино раз в два года, в то время как в 1960-х годах европейская семья выбиралась в кинотеатр по два раза в неделю. По мнению режиссера, то, что сейчас происходит в Голландии, скоро распространится на остальную Европу, а затем и на весь мир. «Но это не означает, что людей не интересует кино. Нет. Просто развитие производства DVD приводит к возможности более удобного, интерактивного общения с экраном. У каждого в кармане сегодня есть маленький экран — экран мобильного телефона. Большинство моих друзей, снимающих кино, сегодня работают либо на рынок DVD, либо на контент для мобильных», — сказал он. В свою очередь, феномен YouTube свидетельствует о желании людей быть частью кинематографа, участвовать в процессе, поэтому будущее за интерактивными мультимедийными проектами.

В Москву Гринуэй привез часть своего беспрецедентного проекта «Чемоданы Тульса Люпера» — мультимедийного действа, которое началось ещё в 2003 году и по сей день продолжает развиваться. Несколько лет назад режиссер-авангардист увлекся новым форматом визуального искусства — ви-джеингом. Эксперименты привели к созданию «Чемоданов»: повествования о жизни Тульса Люпера, художника и «профессионального» тюремного заключенного, который попадает за решетку ещё в детстве, когда отец запирает его в сарае, и всю жизнь пребывает в заключении то за шпионаж, то за растраты, то за убийство. Время заключения Люпер превращает в бесконечный арт-проект, то переписывая сказки «Тысяча и одной ночи», то изобретая все новые формы искусства и вовлекая в них своих тюремщиков. В результате жизнь Люпера укладывается в 92 чемодана, где собрана вся история ХХ столетия. По задумке режиссера, проект помимо трех полнометражных фильмов включает в себя телесериал, книги, следящий за передвижениями героя интернет-сайт, DVD-материалы и даже компьютерную игру.

В перформансе, часть которого Питер Гринуэй представил в Москве, на специально спроектированном сенсорном дисплее режиссер выбирает видеофрагменты, которые под музыкальные темы известного ди-джея Сержа Додвелла (Serge Dodwell) смешиваются в историю, рассказываемую одновременно на нескольких экранах. «Я управляю этими экранами, которые расположены таким образом, что просмотр перформанса заставляет вас поворачиваться на 360 градусов», — сказал режиссер. В отличие от фильма, основу в проекте составляет музыка, а также визуальный ряд, а не фабула.

Как рассказывал «Вокруг Света», 30-й Московский международный кинофестиваль проходит в столице с 18 по 28 июня. В рамках конкурсной программы будут показаны 16 фильмов, в том числе «Однажды в провинции» Кати Шагаловой и «Сад» Сергея Овчарова по «Вишнёвому саду» Чехова. Всего на фестивале будет представлено 200 картин. Жюри ММКФ возглавляет Лив Ульман (Liv Ullmann), любимая актриса Ингмара Бергмана. Кроме нее, оценивать работы будут австрийский режиссер и сценарист Михаэль Главоггер (Michael Glawogger), российская актриса Ирина Розанова, британский кинокритик Дерек Малькольм (Derek Malcolm) и чилийский режиссер Себастьян Аларкон (Sebastián Alarcón). Председателем фестиваля в очередной раз избран Никита Михалков.

Просмотров: 1370
Все лента новостей