Древние минералы уничтожены кислотой

16 июня 2008 года, 15:48

Группа ученых под руководством Такаюки Усикубо (Takayuki Ushikubo) из университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison), США, доказала, что материковая кора существовала на Земле еще 4,3 млрд лет назад – значительно раньше того срока, которым датируются самые древние породы. Исследование было опубликовано в последнем выпуске журнала Earth and Planetary Science Letters.

Геологи из Висконсина считают, что интенсивное выветривание и кислотные дожди могли разрушить кору в начальный период существования Земли. «Проблема в том, что на нашей планете не найдено пород старше 4 млрд лет», – говорит Усикубо. – «Многие ученые считают этот факт доказательством того, что первоначально поверхность Земли имела очень высокую температуру, при которой твердые породы не могли сформироваться». Среди других гипотез ученые называют разрушение коры метеоритами.

Усикубо и его коллеги с помощью ионного микроскопа исследовали соотношение изотопов лития в кристаллах циркона, одного из самых древних минералов на Земле. Образцы были привезены из Джек-Хиллз (Jack Hills) в западной Австралии.  Сравнение австралийских цирконовых кристаллов с аналогичными образцами континентальной коры и старейших пород, подобных тем, что находятся в мантии, привело геологов к выводу, что 4,3 млрд лет назад на Земле уже были начатки континентов, сравнительно невысокая температура поверхности и вода в жидком состоянии.

Предположительно, ранняя земная кора была разрушена карбоновой кислотой, которая выпадала в виде кислотных дождей. Как известно, содержание углекислого газа в атмосфере Земли в то время было в 10 тыс. раз больше современного объема. «Если граниты находились на поверхности Земли, они были разрушены, по геологическим меркам, очень быстро. Все, что от них осталось, – это те самые цирконовые кристаллы, которые мы исследовали»,– говорит Джон Вэлли (John Valley), геолог из рабочей группы Усикубо.

Новый взгляд на процесс образования современного рельефа планеты сказали недавно ученые под руководством Кармалы Гарционе (Carmala Garzione), изучавшие образование Анд. По их мнению, горные массивы образовывались не постепенно, а в результате стремительных изменений после отделения корневой массы под поверхностью гор.