Свет поможет слабоумным

11 июня 2008 года, 16:22

Группа ученых из Нидерландского института исследования головного мозга (Nederlands Instituut voor Neurowetenschappen) под руководством Эуса ван Сомерена (Eus van Someren) предложила использовать светотерапию для лечения слабоумия и болезни Альцгеймера, сообщает BBC со ссылкой на статью в Journal of the American Medical Association.

Нарушение суточного ритма – один из самых тяжелый симптомов, сопровождающих слабоумие. Зачастую он становится последней каплей, переполняющей терпение родственников, ухаживающих за больным, и приводит к тому, что тот направляется в дом престарелых.

Голландские ученые провели эксперимент с участием 189 семей, ухаживающих за слабоумными больными. В домах участников были установлены лампы дневного света, которые включали с 9 до 18 часов дня, часть больных при этом получала мелатонин – гормон, координирующий суточный ритм организма. По окончании эксперимента за состоянием больных наблюдали в течение года. У 5% пациентов, не получавших мелатонин, снизились процессы умственной деградации, у 19% наблюдалось снижение депрессивных симптомов. Те, кто получал светотерапию и гормоны в комплексе, демонстрировали значительное улучшение сна и настроения, уменьшение агрессии.

Доктор Майкл Гастингс (Michael Hastings) из лаборатории молекулярной биологии при Совете медицинских исследований (Medical Research Council Laboratory for Molecular Biology), Кембридж, Великобритания назвал результаты голландских коллег «показательными». «Хотя 5% могут показаться не такой уж значительной цифрой, они ставят новый метод в один ряд по эффективности с медикаментозным лечением слабоумия. Нет никакого сомнения, что лечение светом и мелатонином – весьма щадящая терапия», – говорит он.

Слабоумие и болезнь Альцгеймера представляют серьезную угрозу для населения Европы, в особенности Великобритании. По данным исследования, проведенном Королевским фондом (King's Fund), к 2060 году число англичан, больных слабоумием в той или иной стадии, вырастет на 60% и составит примерно 937 тыс. человек. Надежного лекарства от этого недуга пока не существует, но ученые из  Эдинбургского университета Сент-Эндрюс (University of St Andrews), Шотландия, нашли способ блокирования процессов, которые приводят к развитию заболевания.