Клеточную терапию придется отложить

09 июня 2008 года, 16:05

Профессор Марио Капеччи (Mario Capecchi) из университета Юта (University of Utah), США, нобелевский лауреат прошлого года, обнаружил, что стволовые клетки варьируются в пределах одного органа, и это затрудняет их использование в медицинских целях, сообщает BBC со ссылкой на Nature Genetics.

Стволовые клетки – первичные, неспециализированные клетки, способные образовывать любую из 350 тканей организма. У взрослого человека стволовые клетки находятся, в основном, в костном мозге и в небольших количествах во всех органах и тканях. При нарушении в работе какого-либо органа, они находят зону повреждения и восполняют утраченную функцию. Это свойство стволовых клеток делает их основным объектом исследования регенеративной медицины.

Профессор Капеччи, проводя эксперименты на лабораторных мышах, выяснил, что в пределах одного органа могут находиться разные типы стволовых клеток. Он разработал новую методику слежения за перемещением стволовых клеток в кишечнике взрослой мыши. Против всякого ожидания, эти клетки не распределялись равномерно по всему органу, а сосредотачивались в верхней трети кишечника. По словам профессора, есть все основания полагать, что неравномерное распределение стволовых клеток можно наблюдать и в других органах, например, в нервной системе.

«Было принято считать, что в каждом органе находится одна-единственная популяция стволовых клеток, но сейчас нам известно, что этих популяций может быть несколько. Таким образом, лечение с помощью стволовых клеток должно учитывать эту сложность», – говорит Капеччи. Введение в организм неправильного типа клеток может только повредить больному.

Профессор Робин Ловел-Бэдж (Robin Lovell-Badge), специалист по клеточной терапии из  Совета медицинских исследований (Medical Research Council), Великобритания, сообщил, что открытие Капеччи находит подтверждение в работах других исследователей.

Изучение и использование стволовых клеток имеет определенные биоэтические сложности. Так, до недавнего времени лабораторный материал получали из искусственно оплодотворенных яйцеклеток человека или из абортированных тканей. Это послужило причиной запрета на эксперименты в США, России и других странах, за исключением Великобритании. Сейчас найден способ получения стволовых клеток из амниотической жидкости, что, тем не менее, представляет угрозу для плода. Альтернативными способами является получение клеток из пуповинной крови, кожи и костного мозга взрослого человека.