В Антарктиде нашли древние норы

Кристиан Сайдор за работой на холмах АлланаАмериканские ученые впервые обнаружили в Антарктиде окаменевшие норы тетрапод, наземных позвоночных с четырьмя конечностями или четырьмя ногообразными отростками, говорится в сообщении Вашингтонского университета (University of Washington). Норы были найдены на леднике Вал (Wahl Glacier), а также у славящихся метеоритами холмов Аллана (Allan Hills). По словам авторов статьи в журнале «Палеонтология позвоночных» (The Journal of Vertebrate Paleontology), обитатели этих жилищ населяли континент в раннем триасовом периоде, около 245 млн лет назад.

Длина самой большой из нор составляет чуть больше 35 см, ширина – 15 см, глубина – 8 м. Для нас их сохранила разлившаяся река. Она забила ходы песком и илом, которые со временем затвердели. Останков хозяев в норах не оказалось. По словам Кристиана Сайдора (Christian Sidor), биолога из Вашингтонского университета, у экспертов достаточно доказательств, что ходы были прорыты наземными позвоночными, а не речными раками. По мнению ученых, в них жили похожие на ящериц рептилии проколофониды (Procolophonids) или родственники ранних млекопитающих тринаксодоны (Thrinaxodon).

Ранее в Антарктиде на Земле Виктории были обнаружены скелеты тетрапод, однако им на 15 млн лет меньше, чем найденным норам.

Почти идентичные антарктическим норы с останками тетрапод были найдены в Южной Африке. В триасовом периоде Антарктида и Южная Африка были частями одного протоконтинента, Пангеи. Однако даже в то время в Антарктиде, несмотря на отсутствие льда, было намного холоднее, чем в остальных частях света, а уровень моря был гораздо выше. Поэтому находки останков раннего триасового периода в этом регионе планеты очень редки, подчеркивают ученые.

В прошлом году специалисты из США и Аргентины описали новый род динозавров, который обитал в Антарктиде в раннем юрском периоде около 190 млн лет назад.