На Марсе проблемы

09 июня 2008 года, 10:01

У космического аппарата Phoenix, который 26 мая совершил посадку на Марсе, очередные технические проблемы. Он не может загрузить собранные пробы грунта в печь-лабораторию, сообщает РИА "Новости".

Предполагалось, что в печи образцы должны нагреться до газообразного состояния, а полученные газы будут проанализированы на предмет наличия следов углерода, водорода, кислорода и азота. Это позволило бы определить количество воды, содержащейся в марсианском грунте и выяснить, может ли в такой среде зародиться примитивная форма жизни. 7 июня Phoenix передал на Землю фотографии, на которых видно, что около 100 г пыли и камней, собранных с помощью руки-манипулятора, приготовлены для загрузки в анализатор. Однако на другом снимке ученые увидели, что аппарат не загрузил в печь пробы грунта. Когда причина неполадки будет выяснена, эксперты передадут на Phoenix программу действий для исправления ситуации.

Предполагалось, что химический анализ проб грунта займет несколько дней. За это время Phoenix  должен собрать два вида образцов, которые будут исследованы с помощью бортового микроскопа и проанализированы в химической лаборатории. Затем робот должен приступить к выполнению основной задачи - бурения колодца глубиной 60 см для обнаружения залежей водяного льда.

Напоминаем, что целью экспедиции было изучение ледяной поверхности Марса в районе северного полюса планеты. При помощи аппарата ученые пытаются установить, может ли лед недалеко от поверхности Марса периодически таять с интенсивностью, достаточной для того, чтобы образовалась благоприятная среда для жизни микроорганизмов. Впрочем, как писал недавно "Вокруг света", ученые из Гарвардского университета (Harvard University), США, опровергают предположения, что присутствие в прошлом на Марсе жидкой воды может свидетельствовать о существовании жизни на планете. Они считают, что марсианская вода была слишком соленой для живых существ.

Тем временем программу исследования Марса развивает и Россия. Правительство приняло решение о строительстве нового космодрома "Восточный" в Амурской области, который должен открыть для России новые возможности в освоении космоса, сообщает Интерфакс. "Уже определены сроки строительства космодрома на Дальнем Востоке. Первый этап - к 2015 г., второй - к 2018 г.", - сообщил директор Федерального агентства "Специальное строительство" генерал армии Николай Аброськин. По его словам, планируется построить семь стартовых площадок. "Но, думаю, что их может быть и больше", - отметил глава агентства. Начиная с 2020 года с "Восточного" планируется осуществлять пилотируемые экспедиции на Луну и Марс. Как заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, к этому времени будут созданы космические корабли, способные выполнить эти задачи.