Горы и ледники двигаются скачками

06 июня 2008 года, 15:08

Профессор Вашингтонского университета (University of Washington) Дуглас Винс (Douglas Wiens) и коллеги выяснили, что ледники в Антарктиде передвигаются с неравномерной скоростью, вызывая мощные ледовые землетрясения. Процесс образования гор, как доказали геологи из университета Рочестера (University of Rochester), США, также идет скачкообразно, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на журнал Science.

Ледовые землетрясения в Антарктиде впервые были зафиксированы в 2001 году, и с тех пор их регулярно отмечают приборы, находящиеся на Южном полюсе и в Австралии. Профессор Винс и его коллеги с помощью системы GPS, которая была установлена прямо на поверхности движущегося ледника, подсчитали, что лед проходит 45 см за 10 мин, затем останавливается на 12 ч, а потом повторяет скачок. Каждый продвижение льда вызывает сейсмические волны до 7 магнитуд. «Сила толчков была эквивалентна очень мощному землетрясению, но оно не ощущалось в той же степени, так как движение происходило значительно медленнее, чем при обычном землетрясении», – объясняет ученый. Пока что сейсмологи не выяснили причины, контролирующие движение ледовых масс. Результаты этого исследования, опубликованного в журнале Nature, опровергают гипотезу, что ледовые землетрясения вызываются откалыванием айсбергов от антарктического щита.

Видимо, равномерное протекание процессов вообще чуждо геологическим явлениям – к такому выводу пришли ученые под руководством Кармалы Гарционе (Carmala Garzione), изучавшие образование Андской горной цепи в Южной Америке. Принято считать, что Андские горы постепенно росли в течение последних 40 млн лет, однако данные, собранные Гарционе и коллегами, свидетельствуют, что Анды медленно росли в течение десятков миллионов лет, но в период между 10 и 6 млн лет назад начинали неожиданно быстро подниматься. За 4 млн лет высота горной системы увеличилась с 2 до 4 км.

Такой скачкообразный рост можно объяснить в рамках теории деламинации (delaminationtheory). Как известно, горные системы образуются при сближении тектонических плит. На поверхности коры этот процесс выражается в появлении горных цепей, а под поверхностью – в формировании складок. Эти складки образуют под горной системой участки высокой плотности, которые «держат гору как якорь», по словам Гарционе. Согласно теории деламинации, эти плотные участки нагреваются от горячей мантии, становятся вязкими и начинают течь вниз. Когда «капля» разжиженной массы отрывается и погружается в мантию, горная система освобождается от груза и начинает стремительно расти.

Движения земной коры, по мнению некоторых ученых, стали основной причиной эволюции человека. Специалисты университета штата Юта (University of Utah) считают, что на эволюционный скачок повлияло формирование так называемой Африканской стены примерно 7 млн лет назад.