Самая маленькая экзопланета

Международная команда астрономов под руководством специалистов из университета Нотр-Дама  (University of Notre Dame), СШАобнаружила самую маленькую планету за пределами солнечной системы, сообщает ScienceDaily. Из известных на сегодняшний день внесолнечных планет, она наиболее похожа на Землю. Масса нового рекордсмена всего в 3,3 раза превосходит земную. Обращается эта планета вокруг бурого карлика, вес которого составляет всего 6% от веса нашего Солнца, а светимость - примерно в 100 тыс. раз меньше солнечной.

«Это открытие показывает, что даже вокруг звезд с малыми массами могут обращаться планеты», - говорит Давид Беннетт (David Bennett), профессор университета Нотр-Дама. – «Ранее не удавалось обнаружить планеты у звезд, масса которых была меньше 20% массы Солнца».

Новая планета, которую обозначают MOA-2007-BLG-192Lb, обращается вокруг звезды MOA-2007-BLG-192L, расположенной примерно в 3 тыс. световых лет от Солнечной системы, в направлении на центральный балдж нашей Галактики. «Звезда», вокруг которой обращается планета, на самом деле вряд ли может считаться таковой: ядерные реакции в ней не идут, поскольку её масса не превосходит так называемого предела Кумара. Планета имеет такой же радиус орбиты, что и Венера. Однако в связи с тем, что температура бурого карлика намного ниже температуры нашей звезды, верхний слой атмосферы этой планеты, вероятно, холоднее атмосферы Плутона. Ближе к поверхности температура атмосферы MOA-2007-BLG-192Lb гораздо выше. Астрономы предполагают, что планету, возможно, покрывает океан.

Открытие было сделано методом гравитационного микролинзирования
, по небольшому изменению блеска далекого источника, перед которым прошли бурый карлик с планетой. Работа многонациональной команды ученых, сделавших открытие, была представлена 2 июня на съезде Американского астрономического общества в Сент-Луисе. Подробности открытия будут опубликованы 1 сентября в Астрофизическом журнале.

В последние годы открыто несколько сот планет за пределами Солнечной системы. «Вокруг Света» писал о планете, открытой недавно в созвездии Рака учеными NASA. Она стала пятой планетой в самой большой из ныне известных планетных систем, не считая состоящей из 8 планет Солнечной системы. А самая большая известная планета во Вселенной была обнаружена в созвездии Геркулеса учеными из Ловелловской обсерватории (Lowell Observatory), США