Болезни мозга вылечат с помощью эмбрионов

12 марта 2007 года, 18:27

Человеческие стволовые клетки останавливают развитие необратимого заболевания мозга и нервной системы у мышей, выполняя работу за поврежденные клетки, пишет Reuters. Как показали результаты научного исследования, опубликованного американскими специалистами в журнале Nature Medicine,  человеческие эмбриональные стволовые клетки впервые останавили развитие болезни, возникшей у животных.

Эксперимент проводился под руководством доктора Эвана Снайдера (Evan Snyder) из Барнхэмского института медицинских исследований в Ла Джолла (Burnham Institute for Medical Research in La Jolla),  штат Калифорния, США. По мнению доктора Снайдера, достижения его команды ведут к разработке путей лечения болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера, амиотрофического бокового склероза.

Группа ученых, закончившая это исследование, надеется вскоре приступить к экспериментам с детьми, которые также страдают смертельным заболеванием мозга, синдромом Сендхоффа (Sandhoff desease). Дети, страдающие синдромом Сендхоффа, несколько запаздывают в умственном развитии, имеют моторную дисфункцию и обычно умирают в младенчестве.

При транплантации стволовых клеток в мозг мыши ученые не столкнулись ни с какими трудностями, у животных не начинали формироваться опухоли, не последовало и реакции отторжения. Мыши с внедренными стволовыми клетками прожили в среднем на 70% дольше, чем другие мыши с синдромом, аналогичным болезни Сендхоффа у детей. В конечном итоге болезнь вернулась, однако Снайдер уверен, что его команда сможет удержать заболевание в определенных рамках усиленными инъекциями стволовых клеток.

Стволовые клетки имеют огромную ценность, поскольку они дают начало ряду тканей и разным типам нервных клеток. Трансплантированные в мозг клетки взаимодействуют друг с другом, пытаясь восстановить баланс системы и провести ее детоксификацию. Они замещают поврежденные нервные клетки и передают нервные импульсы. Они также заставляют мозг увеличивать запас фермента гексосаминидазы (hexosaminidase), мутация которого вызывает синдром Сендхоффа. Мозг нуждается в этом ферменте, чтобы избавляться от липидов, накопление которых приводит к смерти клеток мозга.

Тем не менее, использование человеческих эмбриональных стволовых клеток для лечения по-прежнему остается под вопросом. Хотя эксперименты группы Снайдера были одобрены правительством США, в мировом сообществе остается немало противников того, чтобы использовать в медицинских целях зародышевые клетки.