Меняется угол наклона Европы

27 мая 2008 года, 11:13

Угол наклона Европы, одного из крупнейших спутников Юпитера, постоянно меняется, сообщает Space.com. К таким выводам пришли американские ученые из Института Карнеги (Carnegie Institution) при анализе снимков Европы, сделанных наземными станциями наблюдения, а также космическими аппаратами Voyager, Galileo и New Horizons, которые в разное время пролетали мимо Юпитера и Европы и производили съемку спутника.

Вывод о различных углах наклона Европы был сделан на том основании, что отчетливо просматриваемые красные и коричневые полосы, которыми усеяна Европа, в каждый момент съемки находились под разным углом. Ученые считают, что такие изменения положения Европы могут объясняться лишь наличием океана из жидкой воды, который скован толстым слоем льда на поверхности спутника. Предполагают, что в этом океане могут обитать какие-либо формы жизни.

Астрономы считают, что Европа теоретически способна «раскачиваться» довольно сильно: отклонения могут достигать порядка 80 градусов от первоначального положения. Но на практике пока таких отклонений не наблюдалось. Сравнение новых данных с данными, полученными с аппарата Voyager 30 лет назад, говорит о том, что область экватора отклонилась за это время на 10 градусов.

«Резкое изменение угла наклона оси вращения Европы, по всей вероятности, вызвано наращиванием льда на полюсах спутника. Согласно физическим законам, для того, чтобы вращающееся тело было максимально стабильным, его основная масса должна быть как можно ближе к центру тела. На Европе полярные изменения объемов и массы льда вызывают дисбаланс массы, поэтому спутник пытается занять новое стабильное положение — уже под другим углом», — говорит астроном Института Карнеги Исаму Мацуяма.

Также ученые полагают, что частично на угол наклона воздействуют и приливные силы, действующие на подледный океан Европы со стороны гравитационного поля Юпитера. Детали исследования опубликованы в журнале Nature.

Тем временем, сообщает Reuters, марсианский зонд «Феникс», о котором писал «Вокруг света», передал первые снимки с Марса.