«Феникс» успешно примарсился

Беспилотный космический аппарат Национального управления по аэронавтике и космическому пространству США (NASA) «Феникс» (Phoenix Mars Lander) совершил посадку Марс после 9 месяцев полета, сообщает BBC Russian. При посадке аппарат всего за 7 минут сбросил скорость с 19 тыс. км/ч до нулевой. Посадка прошла в автоматическом режиме. Из-за того, что радиосигналы с Марса до Земли идут в течение 15 минут, ученые НАСА наблюдали торможение в то время, когда аппарат уже опустился на поверхность планеты. После посадки, используя руку-манипулятор длиной около 2,5 м, «Феникс» впервые взял пробу марсианского льда.

Приземление на Марс - не самая простая задача. С 1971 года из 12 отправленных к планете аппаратов удалось сесть лишь шести.«Феникс» - первый космический аппарат, который высадился в северных широтах Марса вблизи полярной шапки планеты. За три месяца работы аппарату предстоит собрать образцы льда с поверхности северного полюса планеты и провести их химический анализ. Его оборудовали всеми необходимыми средствами для бурения поверхности, поднятия почвы и проведения сложных химических анализов. На нем даже есть микроскоп, с помощью которого ученые смогут детально изучить отдельные пылинки. В результате исследования ученые смогут установить, была ли на Марсе жидкая вода – это важное условие для существования жизни. Проведенные ранее исследования марсоходом Spirit участка планеты, доказали, что окружающая среда на планете идеально подходит для жизни микроорганизмов. При этом поиски форм жизни как таковой, как подчеркивают в NASA, в миссию «Феникса» не входит.

Напомним, что другой спутник, запущенный НАСА (Mars Reconnaissance Orbiter), констатировал наличие многометровой ледяной коры на планете. По мнению ученых, находка свидетельствует о том, что на Марсе есть залежи воды, однако находятся они гораздо глубже, чем предполагалось ранее. Толщина коры составляет более 300 км, и это еще раз доказывает то, что на планете есть вода, однако она находится гораздо глубже, чем считалось ранее.

Поиск признаков жизни на Марсе начался в 1976 году во время двойной миссии Viking, однако его зонды приземлились в сухих областях. В то же время орбитальные спутники открыли обширные ледяные шапки на полюсах планеты. Некоторые ученые полагают, что под этим льдом находится замерзший океан. Другая теория говорит, что полярные шапки образуется при конденсации атмосферного водяного пара, и не связаны с океаном. «Феникс» проведет изотопический анализ водорода и кислорода и, возможно, сможет разрешить данный вопрос.

«Феникс» является относительно недорогой миссией, стоимость проекта составляет около $420 млн. Помимо приборов, на борту зонда на Марс доставлена целая библиотека оцифрованных произведений землян - от Вольтера до Карла Сагана. Помимо прочего, в путешествие отправились книги Алексея Толстого, Рэя Брэдбери, Артура Кларка, Курта Воннегута и многих других.