Потепление ускоряет темпы жизни

16 мая 2008 года, 14:46

Американские ученые доказали, что парниковый эффект ускоряет биологические ритмы в животном и растительном мире, сообщает РИА «Новости». Вчера в журнале Nature были опубликованы результаты масштабного исследования на эту тему, проведенного специалистами из Американского космического агентства (NASA) и 10 других научных центров.

Специалисты проанализировали более 29 тыс. фактов видимого влияния человеческой деятельности на экосистемы Земли. К данным предъявлялись строгие критерии: они должны были быть отмечены не менее чем в 80 источниках и охватывать период не меньше 20 лет, с 1970 года по 2004 год. По мнению ученых, с повышением температуры на планете связаны ранний прилет мигрирующих птиц в Австралию, сокращение популяции императорских пингвинов и белых медведей, изменение сроков распускания почек и цветения некоторых растений, ускоренный рост сибирской сосны в Монголии и другие факты того же плана. «Когда мы наблюдаем, как уменьшается поверхность всех глетчеров и всех снежных покровов, как все птицы откладывают яйца раньше срока и как все растения начинают расцветать раньше времени, это означает, что мы имеем возможность обнаружить антропогенные сигналы», – говорит Синтия Розенцвейг (Cynthia Rosenzweig), ведущий специалист Института космических исследований Годдарда при NASA (NASA's Goddard Institute for Space Science), Нью-Йорк, США.

Действительно, за последний год в мире увеличилась рождаемость как диких, так и домашних животных. Так, в Китае происходит рост популяции редких амурских тигров, а в США наблюдается всплеск рождаемости у кошек. Из-за глобального потепления в северных государствах, например, в России, Канаде, Финляндии, возможно смягчение климата и повышение урожайности сельскохозяйственных культур.

Напомним, что содержание двуокиси углерода (СО2) в атмосфере Земли является в настоящее время самым высоким за 650 тыс. лет. Тем не менее, часть ученых до сих пор не признают потепление фактом и говорит о нем как о гипотезе, нуждающейся в тщательной проверке. Под вопросом и антропогенное влияние на климат: возможно, что в происходящем виноваты естественные процессы, имеющие ту же природу, что и чередование малых и больших ледниковых периодов. Причинами изменения климата могут быть вариации радиуса и вытянутости земной орбиты, колебания наклона земной оси, переполюсовка земного магнитного поля, изменение ландшафтов и другие факторы.

Просмотров: 1991