Охота на лейкемию

16 мая 2008 года, 11:05

Британские и голландские биологи объявили, что им удалось выявить более 250 генов, связанных с развитием лейкемии, передает  РИА «Новости» со ссылкой на пресс-релиз Нидерландского института рака (Nederlands Kanker Instituut). Результаты исследования, проведенного совместно с учеными из института Уэлкам Траст Сэнгер (Wellcome Trust Sanger Institute), Кембридж, Великобритания, будут опубликованы сегодня в журнале Cell.

Лейкемия, или белокровие, – группа раковых заболеваний кроветворной ткани. При лейкемии определенный тип кроветворных клеток перерождается в злокачественные, раковые клетки начинают неуемно размножаться и замещают нормальные клетки костного мозга и крови. Лейкемия, к счастью, не самое распространенное онкологическое заболевание. По данным американской медицинской статистики, ежегодно им заболевает всего 25 человек из ста тысяч. Ученые заметили, что лейкоз чаще всего бывает у детей в возрасте 3-4 лет и у пожилых людей после 60 лет.

В ходе экспериментов на лабораторных мышах биологи изучили около 10 тыс. мутаций и выявили более 250 генов, вызывающих лейкемию. Ученые использовали способность вирусов внедрять собственную ДНК в клетку-хозяина. Вирусы, внутриклеточные паразиты, неспособные жить вне клетки-хозяина, находят самые важные клеточные механизмы и начинают использовать их для собственных нужд. Если ген, активированный вирусом, потенциально способен вызвать рак, у мыши развивается опухоль, и по этой наводке опасный ген может быть обнаружен.

Ученые из университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison), изучавшие цитомегаловирус человека, один из вирусов герпеса, также обнаружили связь между вирусной активность и развитием рака. Авторы исследования, опубликованного недавно в журнале Science, установили, что белок UL97 цитомегаловируса может маскироваться под один из клеточных ферментов. Таким образом вирус получает возможность модифицировать белок клетки, подавляющий ее бесконтрольное размножение. «Вирусы умнее нас. Они намного больше знают о клетке, поскольку от них зависит их жизнь», – говорит профессор Роберт Калейта (Robert Kalejta), руководитель исследования. – «Если они атаковали что-то в клетке – процесс или белок – это значит, что он очень важен для клетки. Если вирус уделяет внимание чему-то, вы должны последовать его примеру».

На пользу раковых исследований послужила и расшифровка генетического кода утконоса новозеландскими учеными. У этого животного, 82% генов которого совпадает с генами человека, не выявлено ни одного случая опухолей. Это дало повод предположить, что животное является носителем антиракового гена, подавляющего злокачественные клетки.