Спутник Марса превратится в кольцо

16 мая 2008 года, 13:22

Ученые из Национального технологического института (НТИ, National Institute of Technology), Бихар, Индия, утверждают, что Фобосу осталось жить 10,4 млн лет, сообщает агентство РИА «Новости». Сейчас Марс со своим спутником разделяет около 10 тыс. км, а сближаются они на расстояние 18,3 см в год. Ранее считалось, что они столкнутся через 50 млн лет. Биджай Кумар Шарма (Bijay Kumar Sharma), ученый из НТИ, подсчитал, что Фобос не упадет на планету, а будет разорван приливными силами еще на орбите и превратится в кольцо.

При достаточно близком расстоянии от планеты ее гравитация действует по-разному на близкие и удаленные части спутника. Это порождает в нем возмущения – приливы. Когда спутник подходит к критическому расстоянию (пределу Роша), эти возмущения становятся настолько сильными, что спутник разрушается. Это и произойдет, когда Фобос приблизится к Марсу на расстояние в 7 тыс. км.

Оба естественных спутника Марса, Фобос и Деймос, открыты американским астрономом Асафом Холлом в 1877 году. Марсианские спутники считаются заблудившимися астероидами, проходившими вблизи планеты, попавшими в поле ее притяжения и оставшимися на орбитах вокруг Марса. А первое достоверное представление о том, как выглядит поверхность небесного тела, сходного по размерам и плотности с астероидами, дали снимки Фобоса, полученные в 1972 году с американской станции «Маrinег-9».

Астероид (греч. «aster» — звезда, и «eidos» — вид) означает «звездоподобный», или имеющий вид звезды. Название обусловлено тем, что даже в самые мощные телескопы астероиды были видны лишь как маленькие блестящие точки. Малыми планетами их назвали потому, что они, подобно Земле и другим крупным планетам Солнечной системы, движутся по орбитам вокруг Солнца. Подавляющее большинство астероидов расположено между орбитами Марса и Юпитера, образуя так называемый главный пояс астероидов, хотя некоторые из объектов выходят далеко за эти пределы.

Как уже рассказывал «Вокруг Света», у России довольно масштабные планы относительно исследования Солнечной системы, и Фобос входит в число потенциальных объектов внимания. В числе совместных программ – «Фобос-грунт» (запуск спутника для исследования Фобоса), в которой участвует Китай. Параллельно с российским аппаратом «Фобос-грунт» в 2011 году предполагается запустить китайский микроспутник, который будет выведен на орбиту около Фобоса. Пока самое интересное в истории Фотоба, что известно людям, – сейсмическая катастрофа, едва не расколовшая малую планету на части. Следы этой катастрофы – узкие длинные борозды-каньоны, расходящиеся во все стороны по радиусам от кратера Стикни и сходящиеся на противоположной стороне Фобоса, в области, антиподальной этому кратеру. Такие протяженные трещины возникли, когда с Фобосом столкнулся огромный метеорит, при взрыве которого и образовался кратер Стикни диаметром 10 км. Диаметр самого Фобоса всего лишь 23 км, поэтому при столкновении произошло сильнейшее сотрясение всего Фобоса, от которого он едва не раскололся на части.