За рожками в космос

15 мая 2008 года, 10:07

Российские ученые из Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП) отправили на МКС очередную партию живых виноградных улиток из Грузии, сообщает РИА «Новости». Как рассказал агентству представитель ИМБП Георгий Самарин, около 90 особей в двух специальных биоконтейнерах доставит на орбиту космический грузовик "Прогресс", который в субботу должен пристыковаться к станции. На его борту более двух с половиной тонн грузов для космонавтов: продукты, вода, подарки от родных, топливо для станции, научное оборудование.

Моллюски участвуют в эксперименте по изучению функций регенерации глазных яблок и органов равновесия в условиях невесомости. На Земле им удалили по одному усику с глазом. Эти эксперименты помогут ученым лучше понять функционирование вестибулярного аппарата человека в космосе, поскольку принципиального различия органов равновесия у человека и улиток нет.

Улитки проведут на орбите около пяти месяцев и вернутся на Землю в октябре на корабле "Союз ТМА-12" с экипажем 17-й экспедиции - Сергеем Волковым и Олегом Кононенко, которые прилетели на станцию в апреле 2008 года.

Как сообщает «ДальПравда», на Земле останутся две контрольные группы: одна будет вести нормальный образ жизни, а другая, помещенная в такие же "космические" контейнеры с определенной температурой, будет пребывать в течение пяти месяцев в состоянии "спячки", как и их собратья на орбите. По возвращении космических путешественников на Землю ученые смогут сравнить результаты исследований, полученные в трех отрядах испытуемых.

Как рассказывал «Вокруг Света», это уже седьмая партия улиток, отправленная на орбиту. В прошлом году в космос полетели 45 крымских улиток, но, к сожалению, эксперимент закончился неудачно – ни одна из них не дожила до возвращения на Землю. В этот раз ученые выбрали особей, собранных на виноградниках Грузии, сородичи которых отлично зарекомендовали себя в космических путешествиях. "На этом мы завершаем эксперимент с брюхоногими, в следующем году на МКС должны полететь голубые раки", - сообщил ведущий научный сотрудник ИМБП Гиви Горгиладзе.

13 мая американское космическое агентство NASA объявило состав двадцатой экспедиции на МКС. Американец Тимоти Кример (Timothy J. Creamer) и японец Соичи Ногучи (Soichi Noguchi)  отправятся на орбиту в ноябре 2009 года.