Путь из моря на сушу

09 марта 2007 года, 18:36

Группа исследователей из  Федеральной политехнической школы (École Polytechnique Fédérale de Lausanne, EPFL) в Лозанне, Швейцария, под руководством Оке Жана Ижспе (Auke Jan Ijspeert, Institute of Computing and Multimedia Systems of EPFL), разработала робота-саламандру. Материалы работы опубликованы в сегодняшнем выпуске журнала Science.

Рабочее название робота - Salamandra Robotica. Его задачи - дать ученым информацию об одной из стадий эволюционного процесса, а именно о времени выхода позвоночных из моря на землю. Швейцарские исследователи поставили перед собой цель понять, какие изменения должны были произойти в организме, чтобы он смог приспособиться к жизни вне воды, рассказывает со ссылкой на сайт EPFL Membrana.ru.

Ученые выбрали саламандру в качестве прообраза для робота, потому что эта амфибия, скорее всего, больше остальных похожа на первых позвоночных, которые жили на суше. В роботе смоделирована нервная система саламандры. Управлять роботом можно через беспроводное соединение, заставляя его ползать, ходить и плавать.

К настоящему моменту видно, что такой большой шаг в развитии позвоночных не требовал от их нервной системы значительных усилий по приспосабливанию. Доктор Ижспе и его коллеги доказали, что примитивная нервная система миноги, которую они воспроизвели в новом роботе, с небольшими модификациями способна обеспечить ходьбу по суше такому существу, как саламандра. В воде амфибия ведёт себя подобно рыбе, а на земле ходит, перемещая одновременно по две конечности, расположенные по диагонали, и изгибая при этом тело в виде буквы S.

Опыты показали, что саламандры могут управлять своим передвижением, используя в основном лишь спинной мозг. Головной мозг, поясняют авторы эксперимента, вовлечён практически только в выбор направления движения и его скорости.