Новую сверхновую открыли случайно

09 марта 2007 года, 21:52

Финские астрономы-любители открыли сверхновую звезду. Об этом сообщает РИА «Новости». Вели-Пекка Хентунен и Маркку Ниссинен, жители города Варкаус (восточная часть Финляндии) наблюдали в телескоп за галактиками в северной стороне неба, когда заметили сверхновую звезду на границе одной из галактик.

Центр астрофизики Харвард-Смитсон (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics), США, присвоил ей имя SN2007ae. Это первая сверхновая звезда, обнаруженная в ходе наблюдений за небом в Финляндии.

Сверхновыми называются звезды, испытавшие катастрофический взрыв, за которым последовало огромное увеличение их блеска. Светимость сверхновой звезды может в миллиард раз превышать светимость таких звезд, как Солнце, превосходя иногда светимость всей галактики, в которой она находится.

Максимального блеска сверхновая звезда достигает через несколько дней после взрыва. После этого блеск начинает постепенно уменьшаться. В среднем в галактике, подобной нашей, вспыхивает одна-две сверхновых звезды в столетие.

С начала нынешнего столетия открыто уже больше двух десятков сверхновых звезд. Итальянские астрономы в 2000 году поймали в инфракрасный телескоп СН2000Е, находящуюся в стадии начального взрыва на удалении 80 млн световых лет от земли. В 2003 году японским ученым повезло одновременно увидеть 18 сверхновых звезд, взорвавшихся в промежутке 4-7 млрд лет назад. В 2005 году еще несколько сверхновых звезд, с необычными физическими свойствами и невидных в обычный телескоп, открыли в рамках совместной программы астрономы из Санкт-Петербурга и Рима.