В Иране клонировали корову

05 мая 2008 года, 10:03

Вчера в Иране родился первый клонированный теленок, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на иранские СМИ. Он появился на свет усилиями ученых из научно-исследовательского центра «Руйян» (Royan Institute). Вес новорожденного -- 53 кг, состояние животного оценивается специалистами как стабильное. Теленок получил имя Bovana от латинского название коровы bovine.

«Руйан», название которого переводится на русский как «эмбрион», является единственным в Иране центром, занимающимся опытами по клонированию животных. Аятолла Али Хаменеи благословил исследования в этом направлении. Первая клонированная в Иране овца появилась на свет в августе 2006 года, но прожила всего несколько минут. Вторая, более успешный опыт, родилась в сентябре того же года.

Как рассказывал «Вокруг света», появление на свет в 1996 году первой в мире клонированной овцы Долли стало научной сенсацией конца XX века. Для ее клонирования был использован перенос ядра соматической клетки (somatic cell nuclear transfer, SCNT), при котором ядро яйцеклетки удалялось и заменялось ядром клетки, взятой от взрослого животного (в данном случае – шестилетнего). Затем яйцеклетку стимулировали химическими веществами и электрическими разрядами, побуждая ее к делению. В 2001 году у Долли развился артрит, характерный для овец преклонного возраста, а в 2003 году ученым пришлось усыпить животное в связи с прогрессирующим заболеванием легких. По одной из версий, Долли, прожившая вдвое меньше, чем обычные овцы, скончалась из-за преждевременного старения клеток.

Вслед за Долли были клонированы мыши, свиньи, кошки, коровы. Особенно успешными были опыты южно-корейских ученых из Национального университета Сеула (Seoul National University), которые в августе 2005 года впервые в мире клонировали собаку, афганскую борзую по кличке Снаппи. В марте прошлого года они сообщили об успешном клонировании двух волчиц исчезающего вида.

В Китае ученые в Пекинском институте зоологии (Beijing Institute of Animal Sciences) в феврале 2007 года клонировали кролика. Американским специалистам из Университета здоровья штата Орегон в Бивертоне (Oregon Health and Science University in Beaverton), США, в ноябре 2007 года удалось выделить стволовые клетки из клонированных эмбрионов приматов. Успешное клонирование крупного рогатого скота в разных странах позволило ученым прогнозировать, что уже в 2010 году в ресторанах всего мира будут подавать мясо и молоко клонированных животных, а производство клонов «для еды» будет поставлено на поток.