Ученые вычислят фундаментальную константу

30 апреля 2008 года, 12:55

Ученые из Национального Института Стандартов и Технологии (NIST), США, и Института Макса Планка, Германия, полагают, что они могут достигнуть существенного увеличения точности одной из фундаментальных физических констант, сообщает EurekAlert.

Цель физиков – с большой точностью вычислить постоянную Ридберга, которая определяет цвет излучения при переходе электрона с одного атомарного уровня энергии к другому. Этот, пока еще мысленный эксперимент, помог бы получить более точные идентификации элементов в разных областях знаний: от астрономии до экологии. Пока что теоретическое значение этой постоянной отличается от экспериментальных данных. Причем эксперименты показывают разные значения для различных модификаций атомов водорода и гелия. Главное препятствие к увеличению точности состоит в том, что ядро атома, может изменить энергетический уровень электрона и, соответственно, изменить частоту, им испускаемую. Другое препятствие состоит в том, что электроны иногда испускают и повторно поглощают мало живущие виртуальные фотоны. Этот процесс также может изменить энергию электрона.

Чтобы решить эти проблемы, Петер Мохр (Peter Mohr) из NIST и его коллеги предлагают сконструировать атом водорода с единственным электроном, находящемся далеком энергетическом уровне. В таких атомах практически нет эффекта виртуальных фотонов. Это позволит экспериментально вычислить постоянную Ридберга с 18 знаками после запятой.

«Вокруг света» недавно писал о другом планируемом эксперименте по вычислению фундаментальной постоянной с большей точностью.  Ученые из Стэнфордского университета хотят уточнить заряд нейтрона.