Найдена ранняя масляная живопись

23 апреля 2008 года, 16:45

Группа ученых из Национального института исследования культурного наследия (National Research Institute for Cultural Properties) в Токио, Япония, под руководством Йоко Танигучи (Yoko Taniguchi), проанализировав сделанные в середине VII - начале VIII веков буддийские рисунки в пещерах Бамиана, Афганистан, выяснила, что художники использовали примитивный вариант масляных красок, а это означает, что буддийские художники начали активно рисовать маслом за много сотен лет до европейцев, пишет Nature news.

Тем не менее, Яап Боон (Jaap Boon), специалист по химическому анализу предметов искусства Института атомной и молекулярной физики (Institute for Atomic and Molecular Physics) в Амстердаме, Нидерланды, предостерегает, что такие выводы несколько поспешны и для точных утверждений требуется более тщательный анализ.

Бамианские пещеры расположены за гигантской статуей Будды, которая была разрушена в 2001 году. На картинах изображен Будда и мифические создания, изображения были также подпорчены, однако не уничтожены окончательно. Теперь эти пещеры внесены в список охраняемых ЮНЕСКО. Для анализов исследователи взяли крошечные образцы, менее миллиметра шириной.

Ученые использовали рентгеновские лучи европейского синхротронного радиационного аппарата, находящегося в Гренобле, Франция. Это позволило определить композицию и кристаллическую структуру пигментных частиц в красках. Синхротронный аппарат испускает очень яркие рентгеновские лучи, что важно при работе с таким малым количеством материала. А для определения органических компонентов слоев краски использовались спектроскопические методы, идентифицирующие молекулярные структуры.

Анализ слоев показал, что краски содержат масло, которое, вероятно, было извлечено из грецких орехов или маковых семян. По словам Боона, такой выбор красок несколько странен, поскольку изображение потом будет очень трудно сохранить. Существуют достаточно ранние упоминания об использовании масляных красок, например, в V веке у византийского писателя Аэция (Aëtius), однако активно рисовать ими стали только с XV века, когда фламандские художники Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и его брат Хуберт ван Эйк (Hubert van Eyck) научились делать краски яркими и долговечными.