Сильнее, быстрее, языкастее

07 марта 2007 года, 20:48

Стефан Дибан (Stephen M. Deban) и его коллеги из университета Южной Флориды (USF, University  of South Florida), США, открыли самый сильный язык в мире, точнее — мышцы, обладающие самой высокой удельной мощностью. Как пишет MEMBRANA.ru со ссылкой на февральский выпуск Журнала экспериментальной биологии (Journal of Experimental Biology), таким языком может похвастаться гигантская пальмовая саламандра (Bolitoglossa dofleini), обитающая в лесах Центральной Америки.

Длина гигантской саламандры всего 18 см. Латинское название этого земноводного переводится как "медлительная саламандра".

В момент, когда саламандра выбрасывает язык, чтобы поймать жертву (например, сверчка или термита), мышцы языка развивают мощность 18 Вт на каждый грамм своего веса. Это почти в два раза больше, чем у предыдущего зарегистрированного чемпиона, колорадской жабы (Bufo alvarius).

Раскрыть способности земноводного ученым-биологам удалось с помощью высокоскоростных видеокамер и электродов, вживленных в мышцы языка. Оказалось, что саламандра выбрасывает язык (а его длина больше, чем половина длины тела) приблизительно за 7 миллисекунд. Моргаем мы, к примеру, в 50 раз медленнее.

Однако ученым до сих пор непонятно, каким образом язык разворачивается гораздо быстрее, чем это может быть достигнуто благодаря сокращению мускулатуры языка. Дибан считает, что в языке саламандр существует какая-то неизвестная до сих пор эластичная ткань, которая запасает энергию и находится в постоянной готовности к молниеносному действию. В частности, ученые сравнивают язык саламандры с резиновой лентой, которую туго натянули, а затем отпустили. Биологам еще предстоит найти анатомические структуры, играющие в этом удивительном языке роль хранилища энергии и предохранителя со спусковым крючком.