Толстое брюхо к сигналам мозга глухо

07 марта 2007 года, 14:21

Диета с повышенным содержанием жиров лишает головной мозг чувствительности к гормону насыщения лептину. Это приводит человека к утрате контроля над объемом жировых отложений. Как пишет NewScientist, сотрудники ведущего исследовательского центра штата Орегон (Oregon National Primate Research Center), США, обнаружили этот факт, экспериментируя со страдающими ожирением мышами.

В организме млекопитающих гормон лептин, подавляющий аппетит, вырабатывается жировыми клетками. Теоретически увеличение объема жировой ткани должно приводить к повышению уровня лептина, и, как следствие, к снижению аппетита. На практике этого не происходит. Не принесли ожидаемых результатов и экспериментальные методики лечения ожирения инъекциями лептина.

В своем исследовании ученые использовали генетически идентичных мышей, получавших либо низкокалорийный корм, либо пищу с повышенным содержанием жиров. Низкокалорийная диета не привела к увеличению веса грызунов, зато у части мышей, получавших жирную пищу, развилось ожирение, а часть их сохранила нормальный вес.

Исследовав гипоталамус страдавших ожирением грызунов, ученые обнаружили, что клетки этого отдела головного мозга утратили чувствительность к лептину. Кроме того, в этих клетках были обнаружены отложения вещества под названием SOCS-3, блокирующего действие гормона насыщения. Ничего подобного не наблюдалось в мозге животных, сохранивших нормальный вес, независимо от того, какой корм они получали.

В ходе последующих экспериментов выяснилось, что мыши, переведенные на диету с тем же содержанием калорий, но пониженным содержанием жиров, быстро теряют вес. Клетки гипоталамуса этих животных вновь начинали реагировать на повышенные уровни лептина.

По мнению руководителя исследования Майкла Каули (Michael Cowley), результаты указывают на то, что ожирение имеет более серьезные биологические причины, нежели простая атрофия воли, которая якобы мешает людям с избыточным весом ограничить себя в еде. То есть в мозгу полного человека, скорее всего, так же происходит изменение, делающее его нечувствительным к лептину. Весьма обнадеживающим представляется то, что приводящие к ожирению изменения головного мозга оказываются обратимыми (по крайней мере, у мышей).

По мнению ученых, в будущем эффективным средством борьбы с ожирением могут стать лекарства, восстанавливающие чувствительность клеток гипоталамуса к лептину.
Просмотров: 1947