На Титане нашли океан

21 марта 2008 года, 16:10

На Титане, спутнике планеты Сатурн, обнаружен океан, состоящий из воды в жидком состоянии, находящейся под толстым слоем льда, пишет сегодня BBC News. Это открытие было сделано с помощью радаров, расположенных на аппарате «Кассини» (Cassini). Если данные, опубликованные в журнале Science, подтвердятся, это будет означать, что на Титане есть 2 ключевых элемента, необходимых для существования жизни: вода и органические молекулы.

Открытие было сделано в ходе сопоставления изображений, полученных с «Кассини» в течение нескольких лет. Дело в том, что Титан обладает очень богатым рельефом, состоящим из гор, каньонов, кратеров и озер. С октября 2005 по май 2007 года «Кассини» собрал данные о Титане за 19 различных проходов аппарата вблизи спутника. Удивление ученых вызвало то обстоятельство, что на снимках, сделанных в разное время, знакомые объекты с поверхности Титана находились на разных местах. Объяснение этим перемещениям предложила группа ученых под руководством Ральфа Лоренца (Ralph Lorenz) из университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University), США. По их словам, подвижность рельефа Титана можно объяснить только одним, — под твердой корой на поверхности спутника находится вода.

В настоящее время известно три объекта Солнечной системы, на которых находятся глубокие океаны, наполненные водой: это спутники Юпитера Ганимед, Каллисто и Европа.

Напомним, что Титан, один из сорока семи известных спутников Сатурна, был открыт 350 лет назад голландским физиком, математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом. Это единственная луна в Cолнечной системе, обладающая толстым слоем атмосферы (состоит в значительной степени из азота) и сложной органической химией. Аппарат «Кассини», отправленный к Сатурну больше 10 лет назад, в 2005 году опустил в атмосферу Титана измеряющий зонд «Гюйгенс». Принцип работы системы заключается в том, что «Кассини» посылает радиосигнал в сторону спутника, а потом получает отраженный сигнал от поверхности. После того как отраженный сигнал проходит обработку на компьютере, на поверхности снимаемого спутника можно рассмотреть детали размером в несколько сотен метров. Согласно плану полета «Кассини», ближайший проход аппарата у Титана состоится уже 25 марта, когда аппарат проследует в 1000 км от спутника.

Также сегодня стало известно о новых свидетельствах, подтверждающих гипотезу и том, что когда-то вода в жидком состоянии присутствовала и на Марсе. Специалисты NASA заявили, что они обнаружили в южной части планеты около 200 мест, где находятся залежи минеральных солей. Предполагается, что минералы остались на поверхности планеты, после того как миллионы лет назад испарилась вода из соленных озер. Места, на которых расположены соль, не связаны между собой, в значит есть вероятность, что это остатки глобального океана

Гипотезы о том, что раньше поверхность Марса покрывала вода, выдвигались и раньше. Так, считается, что именно вода сформировала современный ландшафт планеты.