Новый тип гемоглобина

18 марта 2008 года, 17:58

Ученые из университета Бонна (University of Bonn), Германия, открыли новый редкий тип гемоглобина, пишет Science Daily.

Гемоглобин – белок, отвечающий за перенос кислорода в красных кровяных клетках. Открытие его нового типа, названного Haemoglobin Bonn, было сделано случайно, во время обследования двух пациентов, 4-летнего мальчика и его 41-летнего отца, поступивших в Педиатрическую клинику университета. Измерения показывали недостаточное количество кислорода в их крови, и медики подозревали, что они оба страдают либо наследственным пороком сердца, либо синдромом апноэ во время сна, когда дыхание может внезапно останавливаться более, чем на минуту. Врачи не могли понять, почему пациенты кажутся вполне здоровыми, и на всякий случай назначали им кислородную терапию.

В ходе дальнейшего обследования выяснилось, что на самом деле ученые имеют дело с новым типом гемоглобина, который просто переносит меньше кислорода, и это никак не влияет на здоровье человека. Количество гембоглобина и количество кислорода в крови измеряется оксиметром. Устройство, состоящее из источника света и датчика, надевается на палец. Гемоглобин поглощает инфракрасный свет, испускаемый прибором, а датчик регистрирует его поглощение. Чем меньше поглощено света, тем меньше кислорода в крови. С новым типом гемоглобина показания прибора искажаются, поскольку Haemoglobin Bonn способен поглощать гораздо большее количество инфракрасного света, отмечает участвовавший в обследовании доктор Берндт Зур (Dr. Berndt Zur) из Института клинической химии и фармакологии (Institute of Clinical Chemistry and Pharmacology).

Напомним, в середине XVII века знаменитый голландский исследователь-натуралист и основатель микроскопии Антони ван Левенгук в капле разведенной крови человека сумел разглядеть эритроциты. Это были двояковогнутые, плотные, в форме диска структуры, размер которых в поперечнике составлял 0,008 миллиметра. Кроме гемоглобина в состав эритроцита входят калий, магний, цинк, азот, кислород, глюкоза, витамины, натрий, кальций, железо, алюминий, антигены и ферменты.

Гемоглобин является основной составляющей эритроцита, заполняя его на 1/3. Он образуется вследствие взаимодействия белка глобина с четырьмя атомами железа и рядом других элементов. Именно благодаря окисному железу гемоглобин приобретает красный цвет.