На Юпитере есть полярное сияние

18 марта 2008 года, 15:57

Группа астрономов из Университета Льежа (Liège University), Бельгия, обнаружили на Юпитере, крупнейшей планете Солнечной системы, полярные пятна, по многим параметрам напоминающие земное северное сияние, сообщает CyberCecurity.

Разница в происхождении этих явлений на Земле и на Юпитере заключается в том, что на Земле явление зависит от огибающих планету по полюсам заряженных частиц Солнца, а на Юпитере аналогичные частицы летят от его спутника Ио. Ио является самым вулканически активным телом во всей Солнечной системе – на нем находится несколько сотен вулканов, а практически вся поверхность Ио состоит из остывающей или уже остывшей лавы.

Бертран Бонфолд (Bertrand Bonfond), один из астрономов Университета Льежа, заметил, что, несмотря на разделяющее Ио и Юпитер расстояние, между ними есть сильное гравитационное взаимодействие. Юпитер обладает более сильной гравитацией, чем Ио, так что во время вращения Юпитера, его магнитное поле постоянно утягивает около 1 тонны вещества, которое впоследствии летит к материнской планете, превращаясь в процессе полета в плазму и обретая электрический заряд. Частицы огибают планету по полюсам и образуют на полюсах светящиеся круги.

Похожее на земное полярное сияние явление уже наблюдали  на Нептуне, Сатурне и Уране. В 2005 году сияние было замечено на Марсе, однако там причиной послужили магнитные аномалии.

До сих пор, когда специалисты замечали свечение в атмосфере Юпитера, оказывалось, что оно связано с атмосферными явлениями на планете, такими, как грозовые разряды. Новооткрытое свечение имеет совершенно другую природу. Открытие было совершено с помощью ультрафиолетовых камер космического телескопа Хаббл. Хаббл был запущен на орбиту в 1990 году. Благодаря этому телескопу было сделано уже много открытий. Например, была открыта самая дальняя из всех известных галактик.