Древний ящер мог съесть автомобиль

28 февраля 2008 года, 09:38

Специалисты Университета Музея естественной истории Осло (University of Oslo Natural History Museum), Норвегия, обнаружили в Арктике на острове Шпицберген останки самой крупной морской рептилии, известной ученым, сообщает BBC News.

Длина плиозавра, жившего 150 млн лет назад, составляет 15 м от хвоста до носа. Он на 20% больше самого крупного плиозавра, Kronosaurus, найденного ранее на территории Австралии.

Плиозавры относились к короткошеим плезиозаврам, рептилиям, населявшим планету во времена динозавров. Телом каплеобразной формы им помогали управлять два мощных плавника, которые работали в воде наподобие двух гребных винтов. Плиозавры обладали сильными мускулами, а их огромные челюсти были приспособлены к захвату жертвы гораздо больше, чем челюсти современных крокодилов. Если бы плиозавр попал в наше время, ему ничего не стоило бы перекусить пополам небольшой автомобиль.

Отдельные части плиозавров ученые находили и раньше, однако скелет гигантской рептилии такой сохранности им удалось собрать впервые. Для того, чтобы извлечь останки из скалы, исследователям пришлось вручную удалять сотни тонн камня в условиях сильного ветра, тумана, дождя, мороза и угрозы нападения белых медведей.

По словам специалистов, поскольку плиозавры не были теплокровными, находка свидетельствует о том, что 150 млн лет назад климат на Шпицбергене был совсем иной. Архипелаг находился гораздо дальше от северного полюса и на нем не было льда.

Всего на Шпицбергене было обнаружено около 40 морских рептилий, среди них длинношеие плезиозавры и ихтиозавры.