Ученые «воскресили» бактерии возрастом 100 млн лет

30 июля 2020

Команда биологов из Японии и США успешно «вернула к жизни» аэробные микробы мелового периода.

Ученые «воскресили» бактерии возрастом 100 млн лет

Бактерии возрастом 101,5 миллиона лет были обнаружены в осадочном слое на юге Тихого океана, в районе, отличающемся низкой продуктивностью и небольшим количеством питательных веществ. Образцы были собраны на глубине 100 метров ниже морского дна и шести километров под поверхностью океана.

«Наш главный вопрос состоял в том, могла ли жизнь существовать в такой ограниченной питательными веществами среде или это была безжизненная зона, — рассказал ведущий автор исследования доктор Юки Мороно (Yuki Morono) из Японского агентства науки и технологий по изучению морских недр (JAMSTEC) . — Мы хотели знать, как долго микробы смогут поддерживать свою жизнь в условиях почти полного отсутствия пищи».

Во всех собранных образцах ученые зафиксировали присутствие кислорода. По мнению специалистов, осадочные отложения накапливаются на морском дне довольно медленно: один-два метра за миллион лет. Это способствует сохранению кислорода, который поддерживает жизнеспособность аэробных бактерий.

Исследователи инкубировали образцы возрастом от 4,3 до 101,5 миллиона лет и обнаружили, что микробы в осадке способны расти и размножаться. В отложениях возрастом более ста миллионов лет выжили 99,1% микробов.

Доминировали бактерии из групп Actinobacteria , Bacteroidetes , Firmicutes , Alphaproteobacteria , Betaproteobacteria , Gammaproteobacteria и Deltaproteobacteria . Также было обнаружено незначительное количество бактерий Chloroflexi . Археи удалось обнаружить только в одном молодом образце.