Ученые выяснили, как древние люди выбирали собак

12 июля 2020

Российские и канадские исследователи выяснили, по каким критериям древние люди предпочитали выбирать собак.

Ученые выяснили, как древние люди выбирали собак

Специалисты задались вопросом, как собаки изменялись в процессе одомашнивания и какие их функции были наиболее востребованы людьми. Для этого они проанализировали размер и массу тела, а также силу укуса 119 древних собак, останки которых собрали с 28 археологических памятников Сибири и Дальнего Востока. Возраст находок — от 10 тысяч лет назад до эпохи Средневековья.

Масса тела изученных собак варьировалась от 7,6 до 32,5 кг (в среднем составляла около 16,4 кг). Она существенно не менялась ни относительно времени, ни в зависимости от географических особенностей. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что в процессе одомашнивания размер собаки не являлся главным и определяющим фактором отбора.

«Скорее всего, основными критериями выступали полезно значимые хозяйственные функции, которые должны были выполнять разные животные», — отметил заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета Алексей Тишкин. Например, для охраны и выпаса скота использовались более крупные особи, которые в случае надобности могли отбиться от напавшего на стадо хищника.

Существенная доля проанализированных костяков принадлежала животным средних параметров (около 20 кг) с более короткими, чем у диких сородичей, ногами. Именно таких собак использует коренное население Сибири в качестве ездовых для передвижения на санях. Особи среднего размера потребляют не такое большое количество пищи, как крупные, но в то же время могут переносить достаточное количество груза.

Также древние люди могли задействовать собак в охоте и военном деле. Об этом сохранилось много свидетельств, в том числе письменных и изобразительных. При раскопках раннесредневекового памятника Иня-1 (Алтайский край) было найдено несколько целых скелетов собак, захороненных вместе с людьми и лошадьми, что свидетельствует о важной роли этого животного. Для охоты были наиболее приспособлены ловкие небольшие особи.

Другим важным параметром, который интересовал ученых, была сила укуса, которую высчитывали с помощью специальной формулы в зависимости от размера, веса животного, сдвига его челюсти и развития коренных зубов. «По силе укуса можно судить, на кого охотились эти собаки, были они дикими или домашними, — рассказывает Алексей Тишкин. — У исследуемых доместицированных особей она оказалась примерно вдвое меньше, чем у современных волков, что указывает на значительно сниженные способности хватать и жевать добычу». Похоже, система питания одомашненных особей была сильно изменена из-за их сосуществования с человеком (они привыкли потреблять более мягкую пищу, и зачастую им не нужно было охотиться на крупных животных).