Ученые определили микроорганизмы, разрушающие картины в Третьяковской галерее

Российские ученые ищут способ защитить предметы культурного наследия XV–XVI веков от микроорганизмов.

Ris_01-720x410.jpg

Произведения древнерусской темперной живописи состоят из значительного числа органических и неорганических компонентов, которые используются микроорганизмами для роста, приводящего к повреждению объектов культурного наследия.

Ученые занялись исследованием микроорганизмов, способных вызывать биоповреждения органических материалов, используемых в темперной живописи. Для этого были отобраны пробы с экспонатов и внутренних коммуникаций залов живописи Древней Руси основного исторического здания Государственной Третьяковской галереи.

На основе отобранных проб ученые получили культуры микроорганизмов, что позволило изучать их свойства в лабораторных условиях. Ученые даже создали макеты с отдельными органическими материалами, которые использовались в древнерусском искусстве, и «заразили» их микроорганизмами, обитающими в залах Государственной Третьяковской галереи, чтобы оценить их способность к разрушению органических материалов. Ученым также удалось подобрать против них наиболее эффективные препараты, которые не оказывают негативного воздействия на лакокрасочные материалы.

В исследовании микроорганизмов и поиске эффективных антисептиков приняли участие специалисты из ФИЦ Биотехнологии РАН, Московского физико-технического института, ФГБУ ФНКЦ физико-химической медицины ФМБА России, Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН и Государственной Третьяковской галереи.