Воссоздано лицо древнего жителя Швеции

Ученые восстановили внешний облик мужчины, жившего на территории современной Швеции около 7700 лет назад.

Снимок экрана 2020-06-29 в 21.52.00.png

Останки мужчины были обнаружены в ходе раскопок неолитического памятника Каналъюрден (Kanaljorden), которые велись с 2009 по 2014 год. В эпоху неолита здесь располагалось небольшое мелкое озеро. Древние обитатели этих мест обустроили на дне площадку из плотно утрамбованных камней, на которую поместили останки животных и людей.

На месте необычного ритуального захоронения удалось обнаружить каменные орудия, наконечники гарпунов и копий, а также останки по меньшей мере девяти взрослых и почти полный скелет новорожденного ребенка. Здесь же археологи обнаружили кости 14 животных, в том числе кабана, бурого медведя, оленя, косули, лося и барсука. Возраст находок варьируется от 8000 до 7500 лет назад.

Два черепа были насажены на деревянные колья. Музей в шведском городе Мотала поручил археологу и скульптору Оскару Нильссону (Oscar Nilsson) сделать реконструкцию лица по одному из этих черепов. Анализ ДНК показал, что этот человек был светлокожим и голубоглазым. Специалист сделал компьютерную томографию черепа и напечатал 3D-копию, чтобы использовать ее в качестве основы для реконструкции мышечной ткани и кожи. Отсутствовавшую нижнюю челюсть восстановили, исходя из пропорций черепа. Ученые назвали усопшего, чье лицо удалось восстановить, Людвигом.